Газета Дело

Екатерина Павлова, Райффайзенбанк: «Для компаний самый верный путь – работать с банком комплексно»

Крупный бизнес сегодня не может существовать без финансового партнера. И речь не только о кредитовании, но и таких услугах, как эквайринг, расчетно-кассовое обслуживание, валютные операции, инкассация. Бизнес развивается параллельно с услугами банков. О том, как это происходит, какие услуги только набирают популярность, а какие неизменно в лидерах, рассказывает Екатерина Павлова, начальник управления корпоративных некредитных продуктов Райффайзенбанка.

– Расскажите какие банковские услуги для крупных компаний сейчас самые востребованные?

Крупные компании, как правило, выбирают комплексное обслуживание, включающее кредитование, рассчетно-кассовое обслуживание и другие более специализированные продукты. Большое значение для крупного бизнеса имеет надежность и скорость проведения платежей, продленный операционный день, возможность работы через дистанционные каналы, без посещения офиса банка и заполнения большого количества документов.

В зависимости от размеров компании и отраслевой специфики компании пользуются дополнительными продуктами. Например, для компаний потребительского сектора традиционно необходимы услуги инкассации, торгового и интернет-экварийнга. Это «якорные» продукты, без которых бизнес не сможет работать и здесь особенно важно качество услуги – бесперебойность работы процессинга, скорость решения возникающих вопросов, индивидуальный подход к клиенту, возможность и готовность предложить что-то сверх стандартного набора сервисов.

В Райффайзенбанке мы формируем наше предложение таким образом, чтобы предоставить клиенту услуги, которые отвечают потребностям и особенностям именно его бизнеса. Такое полноценное партнёрство позволяет быстро и комфортно решать все финансово-банковские вопросы организации: открытие расчётного счёта, либо нескольких счетов в различных валютах, проведение конверсионных и экспортно-импортных операций, выпуск корпоративных и таможенных карт, зарплатный проект, продукты по управлению ликвидностью и т.д.

– Можно ли выделить те направления финансовых услуг, по которым вы видите рост интереса среди клиентов?

– Да, конечно. Сейчас динамично развивается рынок электронной коммерции. Все больше российских компаний, в том числе и в регионах, выбирают в качестве перспективного пути развития своего бизнеса – рынок интернет-услуг: одежду, электронику, стройматериалы, косметику, продукты, и еще множество товаров и услуг, которые можно приобрести через интернет, не выходя из дома или офиса. Интернет-эквайринг дает возможность владельцам карт совершать покупки на сайтах компаний. Банк в этом случае, выступая эквайрером, обеспечивает авторизацию, расчеты и гарантирует безопасность платежей. В этом направлении мы совершенствуем наше предложение и предлагаем клиентам дополнительные опции – возможность онлайн управления транзакциями, детализированную отчетность и несколько уровней безопасности с возможностью индивидуальной настройки лимитов и алгоритмов.

В последнее время мы замечаем, что набирают популярность такие сервисы, как идентификация входящих платежей, специальные счета для контроля целевого расходования средств – номинальный и залоговый. Поэтому мы непрерывно работаем над расширением линейки услуг.

– Разделяете ли вы мнение, что транзакционные услуги для компаний являются наиболее консервативным сегментом банковского бизнеса?

– Вопрос, что понимать под «консервативным». С точки зрения клиента, скорее наоборот – при получении некредитных продуктов, как правило, не требуется проводить детальный анализ финансового положения клиента –достаточно заявить о своем желании. Дальше банк все сделает сам. Для банков конкуренция в корпоративном транзакционном бизнесе достаточно велика, и чтобы оставаться конкурентоспособными, мы особое внимание уделяем качеству сервиса и дополнительным опциям. Увеличивается скорость, технологичность продуктов, все больше операций можно совершать в удаленных каналах.

– Существует ли региональная специфика в пользовании финансовыми услугами?

– Крупные холдинги, как правило, имеют централизованное казначейство, организовывая на региональном уровне платежные фабрики. И здесь оптимально использование дистанционного обслуживания, и таких услуг как «массовый платеж» или продленный операционный день, чтобы у компаний было больше времени на внутренние согласования. Региональным промышленным предприятиям интересны зарплатные проекты, в рамках которых их сотрудники могут воспользоваться дополнительными привилегиями. Дочерние подразделения крупных розничных подразделений и предприятий сферы обслуживания активно используют услуги инкассации и эквайринга.

В большей степени региональный рынок представлен компаниями среднего сегмента, которые стремятся за разумную цену получить необходимый набор банковских услуг. Поэтому оптимальным вариантом для них становятся пакетные решения, которые закрывают основные потребности клиентов на выгодных условиях. Остальные отличия обусловлены больше отраслевой спецификой.

– Насколько активно используют эти инструменты иркутские компании?

– Особых отличий между регионами в части банковских услуг я не вижу. В Иркутске мы работаем с компаниями различных отраслей, успешно предлагая им всю линейку наших продуктов.

– Что важнее для крупных компаний: цена или качество финансовых услуг?

– В любом продукте в первую очередь важен баланс между ценой, которую готов заплатить клиент и качеством, которое он получит за свои деньги. Хороший сервис не может быть бесплатным – у любого банка существует инфраструктура, которая обеспечивает все те составляющие, которые ценит клиент – скорость, надежность, безопасность, возможность индивидуальных решений. Чтобы быть надежным партнером для своих клиентов, банк обязан быть успешным и прибыльным, а это значит, что он должен получать справедливое вознаграждение за свой сервис. При этом мы отчетливо понимаем, что компании стремятся к сокращению своих расходов, в том числе и на банковское обслуживание, и здесь для компании самый верный путь – работать с банком комплексно по ряду продуктов, используя разумную диверсификацию потоков между обслуживающими банками, договариваться о взаимовыгодных условиях.

– Как будет развиваться этот сегмент услуг?

Безусловно рынок активно развивается – растут потребности клиентов, появляются новые услуги. Не так давно на рынке появился новый продукт – автоматическая депозитная машина, с помощью которого клиенты могут сократить свои расходы на содержание службы кассиров, и иметь возможность в онлайн-режиме использовать внесенную выручку. Для компаний с меньшими оборотами хорошей альтернативой являются корпоративные карты с возможностью взноса наличных, то есть самоинкассации.

На мой взгляд, пока еще недооценены решения по управлению ликвидностью, которые обеспечивают замкнутый цикл движения денежных средств внутри одного банка. Это прежде всего пулинговые продукты, позволяющие аккумулировать ликвидность внутри группы компаний на одном счете, и эффективнее использовать овердрафт и собственные средства.

Компании будут более требовательны к качеству услуг, поэтому банки будут стремиться к упрощению своих внутренних процессов и увеличению своей доли в кошельке клиента, будут создавать индивидуальные пакетные предложения, формировать дополнительные потребности у клиента, предлагая не связанные напрямую с банком услуги, например, финансовые консультации.

– А если заглянуть в еще более далекое будущее – что будут предлагать банки крупным клиентам в будущем?

Думаю, что рынок будет уходить в цифровые каналы. В настоящий момент, с одной стороны, все еще существуют законодательные ограничения, которые не позволяют банкам стать быстрее и удобнее для наших клиентов, и, надеюсь, в ближайшее время это изменится, как это уже происходит в части работы с физическими лицами. С другой стороны, не все клиенты, готовы полностью менять свои бизнес-процессы - на это требуется некоторое время и понимание экономики таких изменений, и здесь наша задача помочь клиенту – рассчитать и показать выгоды и пользу от нововведений.