Новости и комментарии

ЦБ счел небезопасной рассылку банковских карт по почте

Клиенты ОТП-банка массово жалуются, что без их желания и согласия банк выпускает им именные кредитные карты и направляет им по Почте России. Ряд банкиров отмечают, что такая практика давно показала свою неэффективность. ЦБ называет подобный способ взаимодействия с клиентами неприемлемым, в том числе из-за небезопасности и рисков попадания персональных данных к третьим лицам.

Клиенты ОТП-банка массово жалуются в интернете на рассылку им именных кредитных карт вместе с договорами по почте. При этом в письме указывались их персональные данные, включая паспортные. Получение карт стало для них неожиданностью, потому что во всех жалобах клиенты указывают, что до этого с банком взаимодействовали лишь однажды, оформляя POS-кредиты магазине. Клиенты видят риск доступа к их персональным данным и карте третьих лиц (отзыв от 12 ноября на Banki.ru). Некоторые говорят об оформлении карт по старым паспортным данным (отзыв от 10 ноября) или отправке карты на устаревший почтовый адрес в другой город (отзыв от 26 октября). Есть даже сообщения о том, что карта пришла, несмотря на письменный отказ от ее получения (от 31 октября). Отвечая на претензии клиентов, представители ОТП-банка указывают на сайте, что «наряду с предложением на получение кредита в заявлении, подписанном вами, содержится предложение на заключение договора о предоставлении и обслуживании банковской карты». А «способ направления карты выбирается по усмотрению банка».

В ОТП-банке указывают, что используют этот канал «около десяти лет». «И пока не планируем отказываться»,— заявили “Ъ” в банке. 

Практика рассылки кредитных карт по почте не нова. В 1958 году Bank of America выпустил и разослал карточки BankAmericard (позже превратившийся в Visa) по почте нескольким десяткам тысяч ничего не подозревавшим калифорнийцам. В 2000-х годах эта практика активно применялась в России. «Банки отказались от нее из-за неэффективности, процент активации карт при подобных рассылках — менее 1%, плюс есть негатив со стороны клиентов»,— говорит зампред правления «Ренессанс-Кредита» Сергей Королев. 

В Банке России “Ъ” сообщили, что если клиенту не дается возможность выразить свое согласие или несогласие, то включение соответствующих пунктов в кредитный договор автоматически является неприемлемой и недопустимой практикой. Неприемлемой в ЦБ назвали и рассылку карт простыми почтовыми отправлениями, поскольку ее нельзя признать «в достаточной мере безопасным способом взаимодействия с клиентом».

Вероника Горячева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное