Новости и комментарии

Банки режут лимиты по кредитным картам

Финансисты настороженно относятся к заемщикам по кредитным картам. Именно в этом сегменте сильнее всего упали выдачи ссуд, кроме того, банки начали обнулять или снижать лимиты по ранее выданным картам. Такая практика может стать массовой, если кризис затянется, отмечают эксперты. При этом, по их мнению, банки, поступающие таким образом, рискуют потерять лояльность клиентов, но оспорить их действия крайне сложно.

На финансовых форумах появились жалобы клиентов Альфа-банка на снижение/обнуление лимитов по кредитным картам даже при отсутствии просрочки. «Имею кредитные карты Альфа-банка. Суммарный лимит — 150 тыс. руб.,— жалуется один из клиентов на форуме "Банки.ру".— Около месяца назад мне по каждой из карт снизили лимит до нуля. Сообщили по СМС — "как только экономическая ситуация стабилизируется, вы сможете пользоваться картой снова"». Другой клиент пишет, что тоже пользовался картой без просрочек, внес средства в полном объеме для перехода в грейс-период, после чего банк обнулил лимит. Есть и другие подобные жалобы.

В Альфа-банке “Ъ” сообщили, что «кредитный лимит клиента зависит от множества факторов, в том числе… от экономической ситуации в стране». «Мы постоянно контролируем кредитные риски и изменением кредитного лимита стремимся предотвратить возникновение ситуации, когда клиент не сможет вовремя выплачивать задолженность,— отмечают там.— За первый и второй кварталы 2020 года снижение доступных лимитов по кредитным картам не превысило 0,1%». Но информация о размере кредитных лимитов является коммерческой тайной, и банк ее не раскрывает. В то же время объем задолженности по кредитным картам (использованные лимиты) сократился более значительно — примерно на 6%.

Альфа-банк не единственный, кто применяет подобный подход к клиентам в условиях кризиса. «Решение о пересмотре лимитов принимается на базе анализа большого набора внешних и внутренних факторов,— отмечают в ХКФ-банке.— Сейчас макроэкономическая ситуация неблагоприятная. В такой ситуации банки часто вынуждены временно сокращать лимиты по картам». «Как правило, по уже выданным картам банки переходят иногда к превентивному сокращению уже выданных лимитов,— говорит начальник управления кредитных карт банка "Открытие" Федор Портных.— Однако это может вызвать серьезное недовольство клиентов». По его словам, в «Открытии» снижение кредитных лимитов затронуло минимальное количество пользователей (менее 5%).

Эксперты указывают, что подобные действия могут привести к потере лояльности клиентов, но оспорить их крайне сложно. «Не очень понятны такие действия в отношении добросовестных клиентов»,— говорит председатель совета директоров АО «Кселл» Алексей Буянов. По мнению партнера юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антона Бабенко, клиенту банка будет сложно найти формальные нарушения при снижении или обнулении кредитного лимита. «Формально это не противоречит закону,— поясняет он.— При этом часто клиент уведомляется так, что может не сразу об этом узнать, например… только на кассе магазина». 

Ксения Дементьева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/