Восстановление выдачи кредитных карт идет значительно медленнее, чем в других сегментах, например, в потребительском кредитовании. Перелом в динамике не произошел даже на фоне восстановления работы офисов банков.
По данным Объединенного кредитного бюро, за июнь банки выдали 441 тыс. кредитных карт, что на 50% ниже прошлогодних показателей. Общий одобренный лимит составил 30,6 млрд руб., что на 58% ниже уровня прошлого года. Впрочем, помесячная динамика позитивная — после резкого спада в апреле (на 70%) сегмент постепенно восстанавливается. В июне было выдано на 77 тыс. кредитных карт больше, чем в мае, и на 140 тыс. карт больше, чем в апреле. Но темпы восстановления отстают от динамики для кредитов наличными. Так, годовое падение количества выданных кредитов наличными в июне составило лишь 24%, тогда как в мае было 39%, а в апреле — 54%.
Ситуация у разных банков отличается. Так в Райффайзенбанке объемы выросли в четыре раза по сравнению с маем, в ХКФ — в 1,5 раза, а в Тинькофф-банке выдача лишь на 15% превысила майский показатель. Как отметили в ВТБ, «рост происходит за счет открытия офисов, увеличения клиентопотока, отложенного спроса».
При этом банкиры довольно требовательно относятся к одобрению новых кредитов, уточняет директор департамента карточных продуктов ХКФ-банка Юрий Коптяев. С начала лета банки начали постепенно ослаблять скоринговые модели, которые ужесточались в разгар пандемии, и либерализовывать кредитную политику, однако в большей степени это оказало влияние на повышение уровня одобрения по розничным кредитам.
Кредитные карты несут для банков наибольший потенциальный риск в условиях экономической нестабильности, отмечает вице-президент «Ренессанс Кредита» Григорий Шабашкевич. В результате, по данным ОКБ, в последние три месяца средний лимит по карте сохранялся в диапазоне 66–70 тыс. руб., тогда как год назад он составлял 81–83 тыс. руб.
Менее интересным продуктом кредитная карта стала и после того, как платежные системы снизили интерчейндж, считает аналитик S&P Роман Рыбалкин. Чем ниже эта комиссия, тем меньше банки готовы предлагать кэшбэк и различные бонусы. Ранее банки активно выдавали кредитные карты, в том числе рассчитывая на высокую трансакционную активность клиента, стимулируя ее различными бонусами по программам лояльности. Теперь же, отмечает эксперт, банки не готовы предлагать бонусы на том же уровне.
Ольга Шерункова