Новости и комментарии

Выпущенные кредитки все чаще остаются неактивированными

Количество активных кредитных карт Сбербанка по итогам 2020 года сократилось на 1 млн, до 15 млн штук, следует из годового отчета банка. При этом его доля на рынке кредитных карт в объемном выражении увеличилась на 0,7 процентного пункта, до 45,5%. Как пояснили в Сбербанке, «количество активных кредитных карт снижалось на фоне пандемии и карантина, когда клиенты не имели возможности совершать траты, как раньше». 

В 2020 году выдачи кредитных карт сократились, свидетельствуют данные бюро кредитных историй. По данным ОКБ — на 26%, по данным НБКИ — на 21,5%. В то же время, как следует из статистики Банка России, суммарное количество эмитированных кредитных карт на начало 2021 года достигло 39,1 млн (рост на 5,3%).

Сокращение количества активных кредиток в Сбербанке, учитывая то, что банк нарастил долю на этом рынке, может объясняться несколькими причинами, полагает гендиректор Frank RG Юрий Грибанов. Во-первых, клиенты могли оптимизировать свои кредитные продукты во время пандемии и закрывать «лишние» карты, «поэтому, возможно, что количество активных карт на душу населения могло уменьшиться», говорит эксперт. Во-вторых, банки в пандемийный год ушли от агрессивной выдачи кредитных карт и стали более «осмысленно и консервативно» подходить к скорингу карточных клиентов. В-третьих, банки во время пандемии урезали лимиты по кредитным картам некоторым клиентам, чтобы минимизировать риски. Другие крупные банки не раскрывают публично объем активных кредитных карт.

Эксперты приводят и другие объяснения тренду на сокращение активных карт — апеллируя к росту финансовой грамотности граждан. «Люди лучше научились считать деньги и понимать влияние наличия кредитной карты на свою кредитную историю. Раньше кредитные карты были во многом бесплатны, и поэтому люди их брали, не раздумывая, действительно ли им нужна карточка или нет»,— считает руководитель практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора КПМГ в России и СНГ Наталия Ракова.

Кроме того, инструмент в целом стал более дорогим для заемщиков — расходы на страховку, комиссии за обслуживание, за снятие денег в банкомате и т. д.

 

Ольга Шерункова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/