Новости и комментарии

Банковские клиенты перетекают в МФО

«Национальное рейтинговое агентство» (НРА) провело анкетирование и опрос участников рынка, чтобы оценить долю клиентов МФО, имеющих также кредиты в банках. По итогам исследования она составила 10–15% (а в сегменте займов до зарплаты — порядка 50%). «МФО успешно воспользовались ожиданиями, прежде всего, населения по заемным ресурсам после ограничений 2020 года,— отмечает управляющий директор по проектам развития НРА Виктор Четвериков.— Банки ужесточают выдачи в части совсем мелких кредитов — это им невыгодно экономически, а ниша, в которой работают МФО, как раз 30–100 тыс. руб.».

По его словам, МФО оперативно перестраиваются, короткий срок и малая сумма, за этим к ним идут заемщики.

Действительно, согласно исследованию сервиса онлайн-кредитования «Робот займер», лишь четверть граждан обращается за займом в МФО из-за отказа банков в кредите. Остальные выбирают микрозаем по собственному желанию. При этом в материалах «Робот займера» отмечается, что почти 15% берут займы от 10 тыс. до 100 тыс. руб., чтобы расплатиться с долгами по банковским кредитам.

В целом, по данным ЦБ, за первый квартал МФО увеличили портфель микрозаймов на 8%, до 268 млрд руб. (более свежие данные недоступны). Это немного опережает динамику за аналогичные периоды 2018–2020 годов. Несмотря на то что драйвером выступают в основном крупные игроки, на рынке сохраняется умеренная концентрация: топ-50 компаний составляет 70% портфеля рынка, свидетельствуют данные Банка России.

Участники рынка отмечают, что приход в МФО банковских заемщиков наиболее активно происходил в самом начале коронакризиса. Однако до сих пор долю «перебежчиков» никто не оценивал.

По словам председателя совета СРО «МиР» Эльмана Мехтиева, наиболее заметен рост количества заявок от банковских клиентов стал год назад — в начале пандемии и в последующие месяцы он был равномерен: «Благодаря этой категории в том числе МФО удается все эти месяцы сохранять ужесточение оценки потенциальных заемщиков и уровень NPL на удовлетворительном уровне. Иными словами, основной фокус внимания МФО в период кризиса — повторные заемщики, но если говорить о новых, большая часть из тех, которые проходят одобрение в последние 12–13 месяцев,— это как раз клиенты, пришедшие из банковского сектора».

 

Ксения Дементьева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/