Новости и комментарии

Объемы автокредитования в пять раз ниже прошлогодних

В апреле на рынке автокредитования наметилось восстановление. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), количество выданных кредитов за месяц превысило 20,8 тыс. штук, что на 3,7 тыс. штук больше, чем в марте. Объем выданных кредитов достиг 24,2 млрд руб. против 21,6 млрд руб. в марте. Годом ранее эти показатели были в 5 раз и в 4,5 раза выше соответственно. Вместе с тем вырос и уровень одобрения автокредитов — в апреле он составил 13,9%, что на 2 процентных пункта выше мартовского значения. Впрочем, в годовом сравнении текущий апрельский показатель остается в три раза ниже.

Одновременно продолжает снижаться средний размер автокредита. Согласно данным НБКИ, в апреле он составлял 1,165 млн руб., минимальное значение с августа прошлого года (см. график). Это может быть следствием ужесточения риск-политики банков, которые готовы кредитовать при первоначальном взносе выше 50% от стоимости автомобиля, что нивелирует влияние роста цен на средний чек в сегменте, поясняет заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Егор Лопатин. «Заемщикам также интересно оплачивать заемными средствами небольшую часть покупки, чтобы снизить уровень переплаты»,— указывает эксперт. При этом доля кредитов на покупку бывших в употреблении автомобилей второй месяц подряд сохраняется около 60%.

Спрос на автомобили значительно просел со второй половины марта — проходимость салонов упала практически до нулевой, и лишь к концу апреля наметилось некоторое оживление (см. “Ъ” от 5 мая). Однако на вторичном рынке, как следует из данных агрегаторов, оживились скорее продавцы. Рынок новых легковых и легких коммерческих машин, по данным АЕБ, в апреле упал на 78% к прошлому году.

Участники рынка автокредитования не спешат говорить о его восстановлении. В апреле 2022 года было продано почти в пять раз меньше машин, чем год назад, и на 16% меньше, чем в локдаун, в апреле 2020 года, приводят данные эксперты «Открытие Авто». Практически полное отсутствие поставок новых машин и заградительные цены на многие бренды обрушили продажи через салоны до рекордно низкого уровня, отмечают они, в апреле бизнес продолжал сжиматься, закрываться, в лучшем случае — переформатироваться на машины с пробегом. «Относительно хорошие новости появлялись только в последней декаде апреля, перед длинными майскими праздниками: люди стали интересоваться машинами, авторитейлеры корейских и китайских марок начали вновь предоставлять скидки, что позволило автокредитованию возвращаться к жизни»,— говорят эксперты «Открытие Авто».

Полина Трифонова, Ольга Никитина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное