Новости / Экономика

Бизнес требует онлайн-равенства: владельцы гостиниц и ресторанов недовольны доступом к агрегаторам

В борьбу за новые ограничения для онлайн-платформ втянулись поставщики товаров и услуг: через «Опору России» они пытаются убедить Федеральную антимонопольную службу (ФАС) инициировать разработку правил недискриминационного доступа к различным сервисам бронирования и продажи. У бизнеса возникают вопросы из-за их непрозрачной системы ранжирования и коммерческих условий. Изменить российское законодательство предлагается по образцу принятых ранее правил Европарламента. Но очевидно, что инициатива столкнется с возражениями со стороны участников рынка онлайн-торговли.

«Опора России» обратилась в ФАС с просьбой инициировать разработку поправок к закону о конкуренции и нормативных актов, регламентирующих правила недискриминационного доступа к услугам онлайн-агрегаторов. Копия письма на имя заместителя руководителя службы Петра Иванова есть у “Ъ”. Сейчас бизнес вынужден работать по правилам посредников — онлайн-платформ: поставщикам предъявляются требования, в частности, соблюдения паритета цен или запрета продажи товара, указывает «Опора России». В ФАС заявили “Ъ”, что рассмотрят обращение в установленном порядке.

Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников пояснил, что поводом для письма послужили многократные обращения отельеров, которые уже несколько лет не могут добиться разъяснений о механизме ранжирования средств размещения в Booking.com и аналогичных системах бронирования. Один из собеседников “Ъ” на гостиничном рынке также говорит о сложностях из-за отсутствия контроля со стороны систем бронирования: «Мы неоднократно сталкивались со случаями, когда стороннее лицо публикует на площадке информацию о продаже номера в отеле, получает средства, гости приезжают и требуют заселения в отель, который об этом ничего не знает». По словам господина Кожевникова, поправки окажутся важными и для других отраслей, которые сотрудничают с маркетплейсами, например сервисами доставки еды и др.

Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров указывает, что для ресторанного рынка остается непрозрачным расчет размера комиссии, которую некоторые агрегаторы берут за доставку: для разных заведений в одном районе стоимость услуги может быть и 15%, и 35%. Президент Baon Илья Ярошенко говорит, что главный риск — невозможность управлять изменениями, возникающими в процессе работы с маркетплейсами. Это пересмотр ассортиментной политики площадок, ограничения или изменения правил поставок, корректировка коммерческих условий, необходимость участия в запланированных и незапланированных акциях, перечисляет он. В Booking.com, Wildberries, Ozon и «Яндексе» на вопросы “Ъ” не ответили.

Вопрос регулирования работы онлайн-платформ уже обсуждался в рамках пятого антимонопольного пакета, который разрабатывается с 2016 года и должен расширить действие закона о защите конкуренции на цифровую сферу. В Госдуму документ должен быть передан в сентябре 2021 года. Алексей Кожевников говорит, что «Опора России» готова к рассмотрению поправки о недискриминационном доступе в рамках пятого антимонопольного пакета. Но он отмечает, что разработка документа ведется очень уже давно, а проблема работы с онлайн-посредниками требует скорейшего решения.

Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Дмитрий Шестоперов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Продуктовый ритейл ":
Все материалы сюжета (1465)