Новости

Как изменения на авторынке РФ повлияли на доступность запчастей

С 2022 года в отношении РФ действуют санкционные ограничения, которые сказались, с одной стороны, на возможности автоконцернов продолжать работу в стране, с другой — на поставках запчастей для уже имеющегося парка автомобилей. Например, в страну запрещено поставлять запчасти стоимостью выше €300 из ЕС. Кроме того, новые ограничения постоянно вносят неопределенность в уже отлаженные за два года механизмы поставок. Как рассказал 20 мая президент Всероссийского союза страховщиков Евгений Уфимцев, с декабря 2023 года сроки поставок автозапчастей в Россию стали увеличиваться из-за сложностей с прохождением платежей за такие поставки. По его словам, проблемы чаще всего возникают в части электроники.

Это подтверждают и дилеры. По словам директора по сервису «Рольфа» Юлии Трушковой, с начала года из-за дополнительных санкций ужесточились требования по оплате поставок. «В последние месяцы ситуация лишь усугубляется — наблюдаются задержка зачислений платежей и возвраты денежных средств. Разумеется, это приводит к увеличению сроков поставок и росту издержек»,— рассказывает она. На фоне сложившейся ситуации компания держит «неснижаемый остаток по своему складу в 3–3,5 месяца». «Текущий подход выработан с учетом сложностей в логистике и увеличения плеча доставки»,— поясняет госпожа Трушкова.

В 2022 году на фоне санкций и прекращения официального ввоза товаров брендами Россия ослабила регулирование, легализовав так называемый параллельный импорт. Это позволило ввозить в страну продукцию без разрешения правообладателей, что увеличило доступность комплектующих у официальных дилеров.

Однако практически все, что ввезено по альтернативным каналам доставки, вызывает сложности с подбором и сроками — в том числе это касается премиальных автомобилей из Китая, отмечает директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов. «Ситуация разная, но назвать ее легкой нельзя, средние сроки ожидания запчастей составляют 60 рабочих дней,— рассказывает он.— Последние два месяца есть задержки с поставками. Причины называются разные: логистика, платежи, отказы в заказе, но в целом мы наблюдаем ситуацию, что сроки увеличились».

Доступность запасных частей для планового технического обслуживания ушедших брендов Юлия Трушкова оценивает в 70–80%.

По некоторым брендам, прекратившим поставки автомобилей в РФ, есть «хороший» запас запчастей как на центральных складах, так и на собственных складах дилеров, указывает глава отдела маркетинга и PR «Борисхоф» Аркадий Григорьев. В целом,  практически по каждому из брендов есть не только поставки от самих «ушедших» брендов, но и избыточное предложение от частников, а значит, всегда можно найти деталь.

«Отдельно стоит отметить, что ряд запасных частей имеют непрозрачное происхождение, все большее количество клиентов на рынке сталкивается с контрафактом. Это, в свою очередь, несет риски при дальнейшей эксплуатации автомобиля»,— отмечает Юлия Трушкова. Действительно, на фоне легализации параллельного импорта на рынке увеличился объем некачественной продукции — из-за отсутствия контроля поставок со стороны марок.

По оставшимся и зашедшим на рынок после 2022 года китайским маркам ситуация с запчастями в целом стабильна. Опрошенные  дилеры говорят о наличии у большинства китайских марок центральных складов на территории РФ, что упрощает доступ к комплектующим. Это подтверждают два крупнейших игрока — Chery и Haval.

В Chery уточнили, что у компании открыто два склада запчастей: один в Центральном федеральном округе (Московский регион), второй — в Сибирском федеральном округе (Красноярск). «Их территориальное расположение призвано минимизировать логистические издержки и поддерживать бесперебойное снабжение дилерской сети,— отмечают в Chery.— В случае внезапных сложностей с импортом запасов двух складов хватит на восемь месяцев». В компании добавляют, что у официальных дилеров, согласно условиям сотрудничества, функционирует собственный оперативный склад, который должен быть укомплектован всем необходимым для оперативного ремонта клиентских автомобилей.

Директор послепродажного обслуживания Haval в РФ Сергей Ксензов говорит, что уровень запасных частей «по первому требованию» — 96%. «Возможности центрального склада площадью более 10 тыс. квадратных метров, расположенного в Подмосковье, в кооперации с заводом в Тульской области позволяют обеспечить высокий уровень сервиса»,— пояснил он. «Остальные запчасти поставляются из Китая, используются все варианты транспортной логистики, включая самую быструю — авиадоставку,— добавляет господин Ксензов.— Планируется открытие второго склада в Подмосковье». В компании также уточнили, что, например, кузовные детали Haval изготавливаются на заводе в Тульской области.

Для официально присутствующих в РФ марок обеспеченность запасными частями находится на уровне 90%, добавляет Юлия Трушкова: «Большая часть продукции для обеспечения планового ремонта у дилеров есть». Наибольшие сложности сохраняются по поставкам электронных компонентов и кузовных элементов, заключает она

 

Ольга Никитина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "АВТО":
Все материалы сюжета (657)