
Экономика Китая в 2025 году должна вырасти «примерно на 5%» — такую цель обозначил премьер Госсовета КНР Ли Цян на открывшейся в среду сессии Всекитайского совета народных представителей. В этом году он отказался от ставшей уже привычной темы обеспечения технологического суверенитета и главным приоритетом китайского правительства обозначил расширение потребления.
Премьер Госсовета КНР Ли Цян 5 марта выступил перед Всекитайским советом народных представителей (ВСНП, высший законодательный орган страны) с ежегодным отчетом о работе правительства. В экономической части выступления Ли Цян задал официальную цель по росту ВВП Китая на 2025 год — «примерно 5%». По его словам, стремление к ней необходимо ради стабилизации занятости, для предотвращения рисков в экономике, а также выполнения «долгосрочных задач развития».
Поясним, что пристальное внимание других стран к планам КНР объясняется в том числе степенью влияния «самочувствия» китайской экономики на глобальную торговлю, в частности на поставки энергоносителей.
Несмотря на высокие темпы внедрения возобновляемых источников энергии, Китай остается одним из ключевых потребителей нефти — по оценкам Международного энергетического агентства, в 2024 году на КНР пришлось 20% прироста спроса на нее. Так что амбициозные цели Пекина фактически означают стабильное расширение потребности в поставках и поддержку ценам на нефть. Также страна является крупнейшим покупателем сжиженного природного газа.
Поясним, что аналогичной цель по ВВП была у властей Китая и в 2024 году (фактический рост составил те же 5%), и в 2023-м (5,2%). Впрочем, если достижение ориентира в прошлые годы было ожидаемым и во многом опиралось на активный внешний спрос, то теперь это потребует от властей дополнительного стимулирования экономики. Ключевой темой выступления премьера Госсовета в связи с этим стало расширение потребления.
Как сообщил Ли Цян, Пекин планирует выпуск сверхдлинных государственных облигаций на 1,3 трлн юаней ($179 млрд). Половина поступлений от размещения будет направлена на поддержку масштабного обновления оборудования в промышленном секторе, а также на программы приобретения товаров по схеме «трейд-ин». Последняя была запущена в марте 2024 года — потребители могут менять с доплатой старые автомобили и бытовую технику на новые. По оценкам китайских властей и аналитиков, именно эта программа обеспечила некоторое улучшение потребительских настроений в конце прошлого года.
Читайте также:
Народный банк Китая, как стало ясно из заявлений Ли Цяна, продолжит смягчение денежно-кредитной политики — последний раз ставки по кредитам сроком на год и на пять лет снижались в октябре, сейчас они составляют 3,1% и 3,6% соответственно.
Часть выступления Ли Цян, как и ожидалось, посвятил усложнению торгового ландшафта из-за пошлин США. Уже введенные и анонсированные ограничения серьезно осложняют достижение экономических целей КНР. В связи с необходимостью диверсификации поставок Пекин будет активнее поддерживать экспортеров, выходящих на новые рынки, а также стимулировать развитие трансграничной электронной коммерции. Как отмечают в Goldman Sachs, даже при расширении внутреннего спроса без поддержания внешнего обеспечить стабильные темпы роста экономики не удастся.
Кристина Боровикова