
Корпоративные программы остаются редкостью.
Российские компании пока не спешат активно поддерживать программы, направленные на повышение рождаемости и поддержку женщин на рабочих местах. Несмотря на растущий интерес к найму женщин, компании не готовы расширять программы поддержки материнства, как показывают данные hh.ru.
Даже при дефиците кадров и возможности сохранить декретные пособия, молодые матери и рабочие места не стремятся навстречу друг другу. Компании пока не готовы массово вкладываться в поддержку женщин на рабочих местах. Это следует из опроса hh.ru, который компания провела в конце февраля среди 300 российских предприятий. У большинства компаний, попавших в выборку (37%), женщины среди работников составляют 10%, в 18% компаний — 25–50%, а превышает половину доля женщин-сотрудников (от 50% до 70%) лишь на 11% предприятий. В большинстве опрошенных компаний (74%) дополнительные выплаты или корпоративные программы для женщин в декрете не предусмотрены. За последние три года такие нововведения появились лишь у 11% респондентов. Например, в Т-Банке обновили программу поддержки семьи, расширив возможности компенсаций для сотрудниц, которые скоро станут мамами и работают в компании свыше двух лет. Однако такой подход не стал трендом: в 2024 году дополнительные выплаты были введены лишь в 2% компаний, и такая же доля компаний их отменила.
Не очень активно работодатели пользуются и господдержкой более раннего выхода сотрудниц из декретного отпуска на работу без потери пособия по уходу за ребенком — с 2024 года такая возможность введена Минтрудом. Только 6% компаний за последний год поддержали эту инициативу. Сами работницы, впрочем, большого интереса к нововведению тоже не демонстрируют — в 62% компаний заявили, что им воспользовались в прошлом году менее 2% женщин. У Соцфонда схожие цифры: в 2024 году правом сохранить пособие при досрочном выходе из декрета воспользовались 54 тыс. человек, или около 3% от находящихся в таком отпуске 1,5 млн человек.
Читайте также:
Новые корпоративные программы, направленные на продвижение женщин на работе, появились за 2024 год лишь у 4% компаний, занимаются развитием бренда работодателя для женской аудитории 5%. «Российский рынок труда в этом плане сильно отличается от западного, где активно развивается даже отдельное направление — femtech. Общество обеспокоено падением рождаемости, снижением фертильности, но в России пока сложно представить, чтобы бизнес занимался этими вопросами. Даже несмотря на то что улучшение демографии — государственный приоритет»,— говорит гендиректор платформы корпоративного благополучия «Понимаю» Дарья Федорова.
Ограниченный интерес компаний к развитию корпоративных мер поддержки женщин даже при наличии госстимулирования таких инициатив в условиях дефицита кадров выглядит необычным. Так, в 2024 году женщины с активными резюме на hh.ru получили 58% приглашений на вакансии, на одно женское резюме приходилось 3,6 приглашения против 3,2 у мужчин.
Анастасия Мануйлова