Объем рынка e-commerce в России в 2025 году составит 16 трлн руб., сформировав 26% розничного товарооборота, следует из базового прогноза консалтинговой компании «Яков и партнеры». Рынок вырастет на 27% против 35,5% годом ранее (в 2023 году прирост составил 45,3%, в 2022 году — 56%).
Гендиректор «Точка Маркетплейсы» Константин Канивец считает, что в этом году темп роста рынка электронной коммерции замедлится в два раза год к году, до 20%. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов прогнозирует рост оборота онлайн-торговли на 40% за год, оценивая ее долю в рознице в 16,2%. В мире показатель, по его словам, выше, и российскому рынку есть куда расти. В качестве примера господин Соколов приводит Китай, где доля электронной коммерции в товарообороте достигает 50%, и Великобританию — 30%. В «Яков и партнеры» обращают внимания на показатели Южной Кореи (50%) и США (30%).
Основной рост электронной торговли обеспечивают маркетплейсы, чей бизнес пока увеличивается быстрее рынка. Оборот платформ в 2025 году, по прогнозам «Яков и партнеры», прибавит 32,5%, достигнув 10,5 трлн руб. В структуре рынка e-commerce доля маркетплейсов за год вырастет на 2,8 процентного пункта (п. п.), до 66,3%. Но темпы развития снизятся. В 2026 году совокупный оборот платформ, по оценкам аналитиков, увеличится на 26,7%, в 2030-м — только на 9,4%. Это связано с постепенным насыщением рынка и сокращением возможностей для экстенсивного роста, например, за счет регионов.
Господин Соколов убежден, что региональная экспансия находится только в начальной стадии.
Читайте также:
Во многих субъектах оборот электронной торговли растет на 50–80% в год, а о постепенном насыщении можно говорить пока только в городах-миллионниках, говорит он. В Ozon обращают внимание на активную экспансию в городах с населением до 50 тыс. человек и выход на маркетплейсы «сложных» категорий товаров, которые до сих пор покупали преимущественно офлайн. Это, например, габаритная мебель и свадебные платья. Гендиректор сервиса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев также предполагает, что спрос на маркетплейсах будет смещаться в пользу недорогих товаров.
На этом фоне с замедлением развития маркетплейсов общий рост российского e-commerce в целом будет становиться все более сдержанным. В «Яков и партнеры» в базовом сценарии ждут, что в 2026 году его оборот составит 19,5 трлн руб., прибавив 21,9% год к году. В 2030 году показатель увеличится только на 9,5%, до 32,3 трлн руб. Доля электронной коммерции в розничном товарообороте в период 2025–2027 годов будет прибавлять по 3 п. п. в год, с 2028 года — по 1 п. п. К 2030 году показатель может достигнуть 36%.
Александра Мерцалова, Владимир Комаров