Новости

10 причин, почему следующий финансовый кризис наступит в 2020 году

Прошло десять лет с краха Lehman Brothers, но до сих пор не утихают дискуссии о причинах и последствиях финансового кризиса и о том, какие он преподнес уроки. Однако самый главный вопрос заключается в том, что вызовет следующий глобальный кризис, а главное, когда он может наступить.

Рост глобальных рынков, вероятно продолжится и в следующем году, на фоне бюджетного дефицита США, проведения свободной денежно-кредитной политики Китаем и восстановлении в Европе, считает экономист Нуриэль Рубини, предсказавший мировой финансовый кризис. Но к 2020 году созреют условия для финансового кризиса с последующей глобальной рецессией. Он называет 10 причин этому.

1. Крайне неустойчивая политика фискального стимулирования, которая в настоящее время подталкивает годовой темп роста экономики США выше своего 2% потенциала. К 2020 году она будет окончена, что приведет к падению темпов роста с 3% до чуть ниже 2%.

2. Экономика США перегревается, а инфляция растет выше целевых значений. Таким образом, ФРС продолжит повышать процентную ставку с текущих 2% до не менее 3,5% к 2020 году, что, вероятно, будет поддерживать краткосрочные и долгосрочные процентные ставки, а также доллар США.

Между тем, инфляция также растет в других ключевых странах, и рост цен на нефть способствует дополнительному инфляционному давлению. Это означает, что другие крупные центральные банки будут следовать за ФРС в направлении нормализации денежно-кредитной политики, что приведет к снижению глобальной ликвидности и окажет повышательное давление на ставки.

3. Торговые споры администрации Трампа с Китаем, ЕС, Мексикой, Канадой и другими странами наверняка обострятся, что приведет к замедлению роста экономики и росту инфляции.

4. Другие политические меры США будут продолжать оказывать стагфляционное давление, что заставит ФРС еще сильнее повышать процентные ставки. Администрация ограничивает внутренние и внешние инвестиции и передачу технологий, что приведет к нарушению цепочки поставок. Она ужесточает условия для иммигрантов, которые нужны для поддержания роста, поскольку население США стареет. Она снижает инвестиции в «зеленую» экономику.

5. Рост в остальном мире, скорее всего, замедлится, тем более, что другие страны, вероятно, посчитают целесообразным противодействие протекционизму в США. Китай будет вынужден замедлить рост, чтобы справиться с избыточными мощностями и чрезмерным леверидже, в противном случае стране стоит готовиться к жесткой посадке. И уже хрупкие развивающиеся рынки будут по-прежнему ощущать на себе последствия протекционизма и ужесточение денежно-кредитных условий в США.

6. Европа тоже будет страдать от медленного роста из-за ужесточения денежно-кредитной политики и торговых трений. Более того, популистская политика в таких странах, как Италия, может привести к неустойчивой динамике долга в еврозоне. До сих пор неразрешенный «doom loop» (ослабление государственных облигаций грозит крахом банков, которые владеют облигациями, и в свою очередь банки начинают их сбрасывать, что заставляет эти облигации падать еще больше, тем самым подталкивая правительство к краю) между правительствами и банками, держащими государственный долг, усилит экзистенциальные проблемы неполного валютного союза. В этих условиях еще один глобальный спад может побудить Италию и другие страны выйти из ЕС.

7. На американском фондовом рынке сформировался пузырь. Коэффициенты P/E в США на 50% выше среднего значения, цены акций завышены, а государственные облигации слишком дороги, учитывая их низкую доходность и отрицательную премию за срочность.

Более того, леверидж на многих развивающихся рынках и в некоторых странах с развитой экономикой явно чрезмерен. Коммерческая и жилая недвижимость слишком дорога во многих частях мира. Коррекция на развивающихся рынках в акциях, сырьевых товарах и в инструментах с фиксированным доходом будет продолжаться по мере сгущения туч над глобальным рынком.

8. Как только начнется коррекция, риски неликвидности и распродаж станут более высокими. Брокерские фирмы будут сокращать свою деятельность. Чрезмерная высокочастотный/алгоритмический трейдинг повысит вероятность «флэш-крэша». И инструменты с фиксированным доходом сосредоточатся в биржевых и кредитных фондах.

В случае проведения операций risk-off, развивающиеся рынки и финансовые сектора стран с развитой экономикой с крупными долларовыми обязательствами больше не будут иметь доступа к ФРС в качестве кредитора последней инстанции. С ростом инфляции и нормализацией политики, на поддержку, которую центральные банки предоставляли в посткризисные годы, больше нельзя будет рассчитывать.

9. Трамп уже критиковал ФРС, когда темпы роста экономики составляли 4%. Просто подумайте о том, что будет в 2020 году, когда рост, вероятно, упадет ниже 1%, и начнется снижение рабочих мест.

Поскольку Трамп уже начал торговую войну с Китаем и не посмел атаковать ядерно вооруженную Северную Корею, его наиболее вероятной последней целью станет Иран. Спровоцировав военную конфронтацию с этой страной, он вызвал бы стагфляционный геополитический шок, наподобие скачков цен на нефть в 1973, 1979 и 1990 годах. Это приведет к еще более серьезной надвигающейся глобальной рецессии.

10. Как только появится «идеальный шторм», описанный выше, политических инструментов для того, чтобы его избежать, будет крайне не хватать. Пространство для фискальных стимулов уже ограничено огромным государственным долгом. Возможность для более нетрадиционной денежно-кредитной политики будет ограничена раздутым балансом. И «бэйлаут» в финансовом секторе будет недопустимым в странах с возрождающимися популистскими движениями и почти неплатежеспособными правительствами.

В США, в частности, законодатели ограничили способность ФРС предоставлять ликвидность небанковским и иностранным финансовым учреждениям с долларовыми обязательствами. А в Европе подъем популистских партий усложняет проведение реформ на уровне ЕС и создание институтов, необходимых для борьбы со следующим финансовым кризисом.

В отличие от 2008 года, когда правительства располагали политическими инструментами, необходимыми для предотвращения свободного падения, политики, которые должны противостоять следующему спаду, будут связаны по рукам, при том, что общий уровень задолженности будет выше, чем во время предыдущего кризиса. Когда это произойдет, следующий коллапс может быть еще более серьезным и продолжительным, чем предыдущие.

По материалам MarketWatch


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Кризис как предчувствие. Памяти дефолтов. 1998, 2008, 2014...":
Все материалы сюжета (20)