Новости

«Законопроект не проработан». Известные иркутяне о налогообложении самозанятых

Накануне обсуждения законопроекта «по вопросам самозанятых» председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров заявил, что в случае, «если у человека обнаруживается доход, а он не зарегистрировался и не платит налоги, он заплатит штраф в размере того дохода, который он получил». Как вывести самозанятых из тени? Помогут ли в этом штрафы? Своим мнением по этому вопросу с порталом SIA.RU поделились известные в бизнес-среде иркутяне – общественный омбудсмен Алексей Москаленко, банкир Владимир Чернышев, юрист Дмитрий Драчко и исполняющий полномочия уполномоченного по защите прав предпринимателей Эвелина Секулович.

«Бороться с нелегальным бизнесом надо, но одними запретами и штрафами его не искоренить»

Алексей Москаленко, общественный омбудсмен при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей:

«Я думаю, что депутат Макаров оторван от реальности и мало имеет представления о гражданах, живущих в российской действительности. Бороться с нелегальным бизнесом, конечно, надо, но одними запретами и штрафами его не искоренить. Для вывода самозанятых из тени нужен понятный и посильный налог, который человек будет платить раз в год, и работать на себя и свою семью, выполняя при этом, отчасти, социальную функцию государства, которое не смогло обеспечить его рабочим местом. Такой законопроект был предложен уполномоченным при президенте России по правам предпринимателей Борисом Титовым года три назад, но правительством его не поддержало. Он предлагал платить 20 тысяч рублей в год за патент, и не заниматься больше никакой бухгалтерией и подсчетом доходов. Причём, если патент нужен на полгода, то стоимость его снижается на 10 тысяч.

Если сегодня все самозанятые зарегистрируются и начнут платить существующие налоги, тратиться на бухгалтерию и отчетности, то они просто не выживут. Потому что их бизнес – это не способ заработка, а образ жизни.

Штрафы, на мой взгляд, позволят вывести из тени малую толику самозанятых, но основную массу – нет. Людям надо выживать, и они найдут способы как это сделать».

«Вектор правильный, но момент выбран крайне неудачно»

Владимир Чернышев, управляющий банковским бизнесом группы «Открытие» в Иркутской области:

«Поиск способов пополнения бюджета, – вектор, безусловно, правильный, но момент для введения жестких мер в отношении «уклонистов» выбран крайне неудачно – на фоне увеличения ставки по НДС, повышения пенсионного возраста и снижения реальных доходов населения на протяжении уже достаточно продолжительного периода. Очевидно, что в сферу самозанятости часто идут пенсионеры, учителя, женщины в декретных отпусках, те, кто не может найти подходящую работу по найму, и т. п. категории граждан, не имеющие сверхдоходов, а иногда и никаких. Я вижу большие риски того, что наиболее предприимчивые граждане будут еще больше прятать свой «бизнес», а пострадать могут наименее защищенные.

Есть ощущение, что законопроект не проработан, поскольку отсутствуют реальные механизмы для мониторинга активности самозанятых, нет даже понимания их точного количества, цифры, которые нам приводятся, 15-20 миллионов, – это лишь приблизительные экспертные оценки. Не очевидны критерии определения источника получения доходов самозанятыми – в итоге под горячую руку к ним могут причислить простые переводы между физлицами, родственниками и т.д. Возрастает роль человеческого фактора – вольное трактование этих критериев теми, кто будет контролировать исполнение закона, может привести к неправомерным действиям. Результатом может стать также увеличение наличного оборота при расчетах, который тяжело проконтролировать, и от которого государство уже столько лет пытается уйти.

Откуда возьмется армия аналитиков, чтобы надзирать за каждым из предполагаемых самозанятых граждан и во что обойдется казне их содержание? Затраты на администрирование налога могут превысить доход от его введения». 

«В этом законопроекте есть свои плюсы»

Дмитрий Драчко, руководитель «Бюро Юристы Иркутска»:

«Первая мысль по поводу обложения налогом самозанятых граждан, естественно: «опять новые поборы». Чуть дальше понимаешь, что в этом есть свои плюсы. Сейчас мы имеем зарегулированный налогами бизнес и суровые власти с одной стороны, и большие пласты безналогового оборота – с другой. Как будто две страны на одной территории, параллельные миры. Жизнь заставляет их иногда пересекаться Яркий пример – «справки по форме банка» для получения кредитов. Все же понимают, что есть невыявленные деньги, и эти деньги реальны, про это даже пишут официальные справки.

В этой ситуации люди не очень понимают, зачем им вообще государство, когда прекрасно можно и без него. Государство тоже перестает понимать, зачем ему столько населения, если для обслуживания доходов от нефтегаза хватит намного меньше. Если же самозанятые платят налоги, причем это НДФЛ, который идет не в Москву, а в местные и областные бюджеты, люди начнут спрашивать мэров, где дороги, что происходит с государственной медициной и т.д.

Страшно только то, что размер налога выражен в процентах. Это значит, что самозанятые должны вести учет, отчитываться за обороты. При этом налоговые инспекции получают отличное поле деятельности и перспективы расширения полномочий и штатов. Мы же наслышаны про рейды Тверской, кажется, налоговой по женщинам, которые продавали торты домашней выпечки через Инстаграм (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России), а налоги с этого не платили. В эту строчку ложится и идея про штрафы в размере дохода. Вы постите картинку в Инстаграм: «делаю ногти по скидочке» или «пеку торты на заказ», к вам приезжает милая дама на маникюр или заказывает торт. А когда Вы называете цену заказа, она произносит слова «контрольная закупка» и предлагает отдать ровно эту же сумму в бюджет. Такое здорово отбивает у столкнувшихся желание заниматься любой деятельностью, кроме работы на госслужбе или получения пенсий, пособий и прочего, не говоря уже о широчайших возможностях для мелкой коррупции при проверках и штрафах. Ведь цену торта после слов «контрольная закупка» можно резко снизить и получить штраф не на три тысячи, а, например, на пятьсот рублей. Либо придется вооружать всех налоговых инспекторов страны видеорегистраторами. Можно себе представить какой объем будет у этой госзакупки видеорегистраторов и какие тут будут возможности уже для крупной коррупции.

В моей среде незарегистрированных самозанятых не так много. Но я юрист, люди приходят, как правило, либо уже с оформленным юридическим лицом или ИП, либо хотят его оформить. Могу предположить, что регистрация очень сильно увеличивает расходы. Кроме уплаты самого налога, необходимо нанимать, как минимум, бухгалтеров для ведения отчетности. Это отнимает и много времени.

Наверное, люди делятся на две категории: те, кто просто печет торты на дому в свободное время для удовольствия и приработка, и те, у кого на самом деле есть теневой бизнес с заметными оборотами. Первые после проверки и штрафа « получат по рукам», испугаются и бросят все это. Плюс заработают стойкое ощущение несправедливости. Вторые, скорее всего, найдут удобную для себя форму регистрации еще до всяких проверок, когда увидят, как серьезно налоговики взялись за первых».

«Штрафы никогда никого не стимулировали»

Эвелина Секулович, временно исполняющий полномочия уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области:

«Введение штрафных санкций выглядит нелогично и не отвечает изначальной идее создания комфортных режимов для ведения деятельности самозанятыми гражданами. Как показывает опыт, чрезмерные меры ответственности не оказывают стимулирующего действия для развития предпринимательства.

На рассмотрении в Государственной Думе находятся пакеты законопроектов № 551845-7, 551846-7, 551847-7, где предусмотрен порядок привлечения самозанятых к ответственности.

В случае нарушения самозанятым порядка ведения отчетности через приложение «Мой налог», а именно – при неформировании чека, подтверждающего расчет с покупателем товара (работы, услуги), вводится ответственность, предусматривающая за первое нарушение – штраф в размере 20 % от неоформленного чеком дохода, но не менее тысячи рублей; за второе и последующее нарушение, совершенные в течение шести месяцев с момента предыдущего нарушения – штраф в размере всего неоформленного чеком дохода, но не менее пяти тысяч рублей.

Могу предположить, что при сохранении таких штрафных санкций не будет получен ожидаемый эффект легализации самозанятых граждан в экономике страны. Есть еще важный аспект, что уже при рассмотрении законопроектов появляется репрессивный мотив обсуждения, угрозы со стороны власти. Естественно, это снижает уровень доверия между малыми формами предпринимательства и властью.

Честно скажу, что в моем окружении много самозанятых. И многие приходят на консультации к нам по поводу налоговых форм для использования ведения деятельности. Интерес у такой категории людей в прозрачности деятельности, удобстве и простоте взаимодействия с государством в сфере налогов. Такие граждане ждут именно удобной для себя формы ведения деятельности.

Когда изначально при подготовке законопроекта Минфин обсуждал саму идею, она выглядела очень привлекательной для таких граждан своей простотой в использовании режима самозанятых. Опять же, на начальном этапе подготовки законопроектов о самозанятых информация о штрафах не озвучивалась. И многие граждане спрашивали о возможных сроках введения этой инициативы. Отмечу, что эта идея будет реализовываться пока в трех пилотных регионах. После чего, можно будет сделать последующие выводы об эффекте.

Отмечу, что эти люди просто сами себя обеспечивают за счет собственного труда, а уплата налогов для них вторична. Они думают о том, как выжить и обеспечить себя средствами на проживание. Среди таких граждан можно встретить много молодежи. Причиной не регистрации является, прежде всего, существующая отчетность и уплата взносов в фонды. Эти люди понимают, что при официальной деятельности и регистрации фактически дохода у них не будет, плюс у них появляется административная нагрузка со стороны контрольно-надзорных органов. И при таких обстоятельствах для них привлекательнее быть в тени. Штрафы никогда никого не стимулировали. Опять же, штрафы направлены на предупреждение нарушений в той или иной сфере. Это мера ответственности.

Конечно, ведение деятельности через мобильное приложение «Мой налог», без использования ККТ и отчетности в «бумажном» виде выглядит для такого сектора предпринимательства очень простой и удобной. И пусть эта идея трансформируется во благо, а не во вред, как самим гражданам, так и экономике в целом».


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное