Новости

Почему ипотечные каникулы не пользуются популярностью у заемщиков

За три месяца с момента введения ипотечных каникул этим инструментом воспользовались лишь немногие заемщики. Кредиторы связывают низкий спрос с высокой дисциплиной граждан и использованием других инструментов, предлагаемых банками. Однако правозащитники уверены, что банкиры просто недостаточно информируют клиентов о возможности ипотечных каникул, и выступают за расширение списка трудных жизненных ситуаций, при которых граждане могут отсрочить выплаты.

“Ъ” опросил топ-15 ипотечных банков о числе клиентов, которые за три месяца воспользовались ипотечными каникулами. По данным кредитных организаций, речь идет лишь о примерно 7,5 тыс. граждан.

Наибольшее число заявок на предоставление ипотечных каникул ожидаемо получили в Сбербанке (более 4 тыс.) и ВТБ (около 2 тыс.). К остальным участникам рынка обратилось значительно меньше клиентов: в Росбанке — 580 человек, в банк «Открытие» — 163, в банк «Дом.РФ» — 174, в Альфа-банк — 100. В Абсолют-банке и банке «Санкт-Петербург» заинтересовались такой возможностью не более 50 клиентов. В Райффайзенбанке и ПСБ не раскрыли число заемщиков, подавших заявки на ипотечные каникулы. В Газпромбанке, РСХБ, Связь-банке, банке «Уралсиб» и банке «Ак Барс» не ответили на запрос “Ъ”.

Закон, позволяющий брать ипотечные каникулы, вступил в силу 31 июля текущего года. В соответствии с ним заемщик, оказавшийся в трудной жизненной ситуации (временная нетрудоспособность в течение двух месяцев, инвалидность 1-й и 2-й группы, потеря кормильца, снижение семейного дохода супругов более чем на 30%), может приостановить или снизить выплаты по ссуде не более чем на шесть месяцев.

По данным банков, основными причинами обращения граждан являются снижение уровня дохода, потеря работы и увеличение количества иждивенцев. Количество одобренных заявок колеблется в банках от 30% до 90% от их общего числа. При этом заемщики в подавляющем большинстве случаев просят приостановить выплаты по ссуде, а не сократить размер платежа.

Банкиры в основном связывают низкую активность заемщиков с высокой ответственностью и возможностью воспользоваться другими инструментами поддержки. Как отмечает заместитель председателя правления банка «Санкт-Петербург» Оксана Сивокобильска, небольшое число обращений говорит о сознательности и дисциплинированности ипотечных заемщиков, а также об эффективности скоринговых моделей банков и качестве портфеля ипотечных кредитов с крайне низкой долей просрочки. По словам директора дивизиона «Розничное взыскание и урегулирование» департамента по работе с проблемными активами Сбербанка Дениса Кузнецова, «при возникновении финансовых сложностей» в банке «предлагали клиенту разные режимы обслуживания долга на тот или иной период». «Многие банки в настоящее время предлагают различные возможности реструктуризации, которые зачастую шире, чем условия по программе ипотечных каникул»,— отмечает заместитель директора департамента по работе с просроченной задолженностью Росбанка Евгений Сеньковский.

По оценкам аналитиков и участников рынка, и в будущем не стоит ожидать, что граждане начнут активно пользоваться данной возможностью. По оценке директора по работе с клиентами «БКС Премьер» Николая Соколова, за ипотечными каникулами вряд ли в обозримом будущем обратятся более 1% заемщиков. «Заемщики понимают, что каникулы — это временная передышка, за которую впоследствии им придется платить, отсрочка платежа как минимум влечет за собой дополнительные проценты — ведь срок пользования кредитом увеличивается»,— отмечает он.

Светлана Самусева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Ипотека: тренды изменились #ипотека":
Все материалы сюжета (99)