Новости

О чем говорит спад железнодорожных перевозок

Пока в правительстве под звон бокалов празднуют перелом тенденции падения доходов населения, обещая светлое будущее в 2020 году, в реальном секторе происходит обратное. Сравнение макроэкономических показателей с также глобальными, но более приземленными и понятными, вызывает когнитивный диссонанс. Так, по итогам 2019 года погрузка ОАО РЖД, вопреки прогнозам, упадет. И признала это монополия в октябре, то есть как раз в момент, когда экономисты начали оптимистическую риторику. Движение грузов по железной дороге — логичный признак наличия жизни в производственных отраслях и до сих пор служило весьма четким индикатором общеэкономических проблем. Стоит ли доверять ему и впредь, мы узнаем в наступающем году.

В этом году обещанный рост погрузки на сети ОАО РЖД неожиданно обернулся спадом: вместо плюс 1,5% получились минус 0,5%. Погрузка — это количество грузов, которое поступает на железную дорогу. Это уголь, нефтепродукты, черные и цветные металлы, щебень, зерно, лес, цемент и так далее. То есть погрузку можно считать макроэкономическим показателем по отдельным сырьевым отраслям. Возникает вопрос, что значит ее снижение. Традиционно считается, что это — симптом грядущего кризиса. Так, во всяком случае, было в предыдущие витки депрессии. Будет ли сейчас, пока непонятно: спад у нас с апреля, а пока не рвануло.

Те, кто делают бизнес на железной дороге, встретили спад погрузки с дивным хладнокровием.

Остальные участники рынка спокойно наблюдали и первоначальный оптимизм монополии, и внезапное крушение надежд. Обычно в ОАО РЖД летят камни по любому поводу, а тут вектор отраслевой дискуссии мягко обходил тему прогноза погрузки, почти не касаясь ее. Понятно, что спад перевозок — лишний симптом того, что рынок ждут тощие времена. Но железнодорожные операторы предвидели спад еще в 2018 году, и в течение года активно консолидировались: масштаб защищает компании во времена низких ставок. Лизингодатели пытались либо уйти в оперирование, либо (и в основном) отдать свои парки крупным операторам, чтобы иметь гарантии оплаты лизинга. Вагоностроители приступили к координации производственной деятельности, благо два крупнейших из них — УВЗ и ОВК — оказались под контролем государства.

Для страны, стремящейся к самозамкнутости, производственная активность становится важнейшим показателем наличия жизни в регионах производства. Причем не настолько бестолковым, как циклическая перекладка асфальта, а индикатором того, что в действительности люди что-то добыли, вырастили или выплавили и куда-то повезли в места потребления (кругами у нас груз в основном не возят). Поэтому с социальной точки зрения погрузка важна: она показывает, «есть там кто живой» или нет. Результаты этого года в этом смысле не внушают оптимизма.

Наталья Скорлыгина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Итоги-2019. Прогнозы-2020":
Все материалы сюжета (41)