Новости

Цены на бензин могут вырасти, но риск нового топливного кризиса минимален

В отличие от прошлого года, на старте 2020 года стоимость топлива на АЗС практически не изменилась, прибавив лишь 0,1%. Однако оптовые цены снова начали расти в декабре, а участники рынка опасаются снижения отгрузок внутренним потребителям на фоне сокращения производства топлива и роста экспорта.

На 9 января по сравнению с концом декабря цены на бензин в среднем по стране выросли на 0,1%, на дизельное топливо — на 0,2%, до 44,75 руб. за литр и 48,01 руб. за литр соответственно, следует из данных Росстата. АИ-92 подорожал на 0,2%, до 42,34 руб. за литр, АИ-95 — на 0,1%, до 45,79 руб. за литр. В 2020 году ситуация с ценами значительно спокойнее предыдущего года: в прошлом году с 1 января цены росли из-за повышения НДС, а нефтекомпаниям в рамках соглашения о сдерживании цен в мелком опте и АЗС разрешили увеличивать стоимость топлива в пределах инфляции, чем они и воспользовались. Кроме того, давление на цены в 2019 году оказывал рост акцизов. Сейчас соглашения с правительством отменены, но компании исполняют неформальные договоренности об ограничении цен.

По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, значительного роста цен на бензин в рознице не наблюдается. Серьезные опасения вызывает лишь существенный рост экспорта бензина с одновременным снижением объемов производства, из-за чего сокращаются поставки топлива на внутренний рынок, предупредил он. Господин Аркуша также фиксирует рост мелкооптовых цен в ряде регионов.

По мнению источника “Ъ” в отрасли, на рост цен влияют повышение ставок акцизов на топливо и уменьшение объемов компенсаций по демпферу из-за изменения формулы (демпфер сократился в 1,5 раза при прочих равных).

Что касается биржевых цен, то с августа, когда были скорректированы значения условных цен на топливо в формуле демпфера, стоимость топлива на бирже была стабильной, а в ноябре на фоне сезонного сокращения спроса и вовсе стала снижаться.

Евгений Тыртов из Vygon Consulting отмечает, что экспортные нетбэки для НПЗ европейской части страны находятся на уровне 50–52 тыс. руб. за тонну бензина, то есть экспорт несколько более выгоден, чем поставка на внутренний рынок. Однако разницу в основном покрывает демпфер. Хотя в 2020 году из-за корректировки формулы размер демпфера сократится, «риск нового топливного кризиса по-прежнему минимален», считает эксперт.

Дмитрий Козлов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Бензин под контроль: госрегулирование цен на топливо все ближе":
Все материалы сюжета (176)