Новости

Клиенты брокеров молодеют и все больше выбирают «заграничные» акции

Двукратный рост количества физических лиц, торгующих на фондовом рынке, произошедший в прошлом году, изменил и портрет среднего клиента брокера. Все больше в компании обращаются молодые мужчины, свидетельствуют данные «Тинькофф Инвестиций» и крупных брокеров. Растет среди клиентов и доля женщин. При этом среди рисковых бумаг клиенты не ограничиваются российскими «голубыми фишками», активно инвестируя в зарубежные акции знакомых по названию эмитентов.

Согласно исследованию «Тинькофф Инвестиций», больше половины клиентов (55%) этого брокера являются людьми в возрасте 28–38 лет. При этом, как отмечается в документе, в Европе и США большинство инвесторов — это люди старше 40 лет. Инвесторы 38–48 лет занимают второе место с долей 24%. Более возрастные и клиенты других российских брокеров. Глава «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимир Потапов говорит, что через его компанию преимущественно инвестируют люди в возрасте 25–65 лет, ядро составляют клиенты 30–45 лет. Руководитель управления маркетинга «Финама» Яна Ромашкина отмечает, что самые значительные инвестиционные портфели имеют клиенты в возрасте 45–54 лет. В «Открытие Брокер» преобладающий возраст как мужской, так и женской аудитории — 35–55 лет. Вместе с тем, по словам гендиректора этой компании Владимира Крекотеня, «просматривается тенденция омоложения аудитории: количество клиентов до 25 лет в 2019 году увеличилось на 10%».

Согласно данным Московской биржи, на конец 2018 года на ней было 1,96 млн уникальных клиентов брокеров, на конец 2019 года их число выросло в два раза — до 3,86 млн человек. В прошлом году Тинькофф-банк активнее других привлекал клиентов, повысив их число в четыре раза — до 1,12 млн. Сбербанк, лидирующий по количеству клиентов, увеличил их численность лишь в 2,3 раза, до 1,26 млн человек. В пятерку крупнейших входят также ВТБ, ФГ БКС и группа банка «ФК Открытие». Брокер «Тинькофф Инвестиции» проанализировал опыт 200 тыс. клиентов, открывших счет ранее 2019 года и совершивших хотя бы одну сделку с ценными бумагами за прошедший год. Его представитель сообщил, что портрет клиента, пришедшего в прошлом году, и его инвестиционные предпочтения совпадают с выводами данного исследования.

Брокеры отмечают и увеличение доли женщин среди их клиентов. Яна Ромашкина сообщила, что за последние годы доля слабого пола выросла примерно на 10 п. п.— до 30%. Владимир Крекотень говорит, что по итогам прошлого года доля женской аудитории увеличилась среди клиентов «Открытие Брокер» на треть и составила 26%.

Ожидаемо, что граждане, приходящие на фондовый рынок из-за низких ставок депозитов, ведут себя в инвестициях консервативно. Тем интереснее выглядит выбор рисковых инструментов, в частности акций. В исследовании «Тинькофф Инвестиций» отмечается высокий интерес клиентов к иностранным ценным бумагам. В прошлом году 73% клиентов имели в портфеле хотя бы одну ценную бумагу зарубежной компании, в среднем портфеле розничного инвестора зарубежные акции составляют 36%. Самыми востребованными активами (по весу в совокупном портфеле) на конец 2019 года были акции Boeing и Yandex, ЛУКОЙЛа и «Газпрома». При этом акции Сбербанка находились в конце первой десятки.

Интерес к иностранным ценным бумагам можно объяснить, с одной стороны, молодыми инвесторами, которые меньше концентрируются лишь на российских бумагах, а с другой стороны — упростившимся доступом к их покупке.

Полина Смородская


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное