Новости

Розничным сетям посоветовали использовать маски

Профилактика распространения коронавируса в России растет в масштабах: рекомендации по борьбе с инфекцией уже получают и розничные сети. Выдает их не только ответственный за регулирование рынка Роспотребнадзор, но и Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), новым главой которого месяц назад стала экс-министр здравоохранения Вероника Скворцова. Среди мер — использование масок и регулярная уборка помещений. Самой большой проблемой выглядит нехватка масок, расходы на которые оцениваются в сотни миллионов рублей в месяц. Власти Москвы на фоне дефицита предлагают дистрибуторам и фармацевтам закупать маски у госучреждений, но потребителям от этого легче не станет, считают участники рынка.

Как не поймать вирус в сети

ФМБА начало выдавать ритейлерам рекомендации по работе в условиях распространения коронавируса, сообщил “Ъ” источник в одной из крупнейших продуктовых сетей. Среди мер — использование масок с заменой каждые два часа и уборка помещений дезинфицирующими средствами. По словам собеседника “Ъ”, в сети пока рассматривают предложения ФМБА.

В X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») сообщили “Ъ”, что уже получили инструкции и рекомендации Роспотребнадзора и территориальных управлений службы по профилактике заболеваний, вызываемых коронавирусами. «Мы анализируем документы для наиболее эффективной интеграции предложенных мер в существующие бизнес-процессы»,— уточнил представитель компании.

В сеть «Вкусвилл» рекомендации о применении масок, дезинфекции оборудования и мытье рук поступили от управ разных районов Москвы. В компании добавили, что уже приобрели маски сотрудникам и проинструктировали персонал.

В группе «М.Видео—Эльдорадо» заявили, что и так ежегодно проводят комплекс мер по профилактике гриппа и других вирусных инфекций среди сотрудников, включая закупку масок и антисептиков. Это не обременительная статья расходов, заверил представитель группы.

Коронавирусу объявлен джихад

В «Магните», к примеру, в магазинах всех форматов работает свыше 240 тыс. человек, сказано в презентации компании по результатам 2019 года. Гендиректор аптечной сети «Неофарм» Евгений Нифантьев оценивал стоимость масок от производителей на уровне около 20 руб. за единицу. Таким образом, для разового обеспечения всех сотрудников масками только «Магниту» может потребоваться до 5 млн руб. А недельные расходы, с учетом рабочего дня протяженностью в 15 часов и рекомендации менять маску каждые два часа, могут превысить 250 млн руб. В «Магните» на вопросы “Ъ” не ответили.

Гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров согласен, что наибольшие сложности для сетей будет представлять закупка масок, если их использование станет обязательным: «Спрос на маски повышенный, цены взвинчены и товара часто не хватает, а на рынке появились спекулянты».

Маски из одних рук

На фоне проблем с обеспечением медицинскими масками департамент здравоохранения Москвы провел совещание по этому вопросу с представителями фармацевтических дистрибуторов и аптечных сетей, рассказал “Ъ” источник в отрасли. По его словам, компаниям было предложено закупать маски у подведомственного департаменту здравоохранения ГБУЗ «Центр лекарственного обеспечения». Согласно разосланному учреждением прайс-листу, копия которого есть у “Ъ”, стоимость масок установлена в диапазоне от 8,76 руб. до 43,38 руб. за единицу. ГБУЗ также предлагает компаниям приобрести хирургические противожидкостные маски по 128,24 руб. за штуку. Согласно прайс-листу, всего у центра более 28 тыс. упаковок масок.

Хотя предложенные ГБУЗ цены на маски оказались значительно выше тех, что были до распространения коронавируса, участники рынка готовы их покупать. По словам Евгения Нифантьева, «Неофарм» договорился с ГБУЗ о закупке масок по цене примерно в 7 руб. за штуку, что вдвое ниже текущей рыночной стоимости. Но, как отмечает источник “Ъ” на розничном рынке, централизация закупок в одних руках вряд ли приведет к снижению цен на маски для покупателей. В департаменте здравоохранения Москвы вечером 26 февраля на вопросы “Ъ” не ответили.

Партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов отмечает, что хотя административной ответственности у розничных сетей за неисполнение рекомендаций нет, их игнорирование может повлечь, например, проведение выездных проверок.

Анатолий Костырев, Мария Котова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "Продуктовый ритейл ":
Все материалы сюжета (260)