Новости

Потребители реже встают с дивана. Популярность онлайн-заказа продуктов более чем удвоилась

Распространенность онлайн-заказа продуктов, готовой еды и такси в России стремительно растет, свидетельствует опрос HSBC. Так, доля частых покупателей онлайн-супермаркетов среди россиян выросла за почти полтора года с 7% до 18%, а готовую еду хотя бы раз в неделю заказывает уже треть опрошенных в столичном регионе. С рынком такси сложнее — дальше онлайн-агрегаторам придется идти в малые города и встречать противодействие таксопарков, предупреждают эксперты.

Российские покупатели стали чаще заказывать продукты онлайн, свидетельствует отчет инвестбанка HSBC. Аналитики опросили почти 1,3 тыс. респондентов в феврале 2020 года и сопоставили результаты с аналогичным опросом ноября 2018-го. По их данным, доля тех, кто часто покупает продукты онлайн, в России выросла с 7% до 18%. При этом по-прежнему высокой остается доля тех, кто никогда этого не делал, подчеркивается в отчете: 36% в России против, например, всего 13% в Турции.

Средний чек в онлайн-супермаркетах почти втрое выше, чем в традиционной рознице: 1591 руб. против 530 руб. в сетях X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магнит», отмечают аналитики. С ростом популярности онлайн-канала средний чек, вероятно, будет падать, полагают они. Самыми популярными онлайн-магазинами для заказа продуктов среди респондентов стали «Перекресток», Ozon и «Ашан», четвертую позицию занял сервис «Яндекс.Лавка».

Выросла и популярность доставки готовой еды из ресторанов: в Московском регионе, Санкт-Петербурге и Ленинградской области доля тех, кто заказывает ее хотя бы раз в неделю, выросла с 18% в ноябре 2018 года до 33% в феврале 2020-го. По данным аналитиков, 40% респондентов готовы платить за доставку всего 50–100 руб., а более чем половина из них готовы согласиться только на бесплатную доставку либо считают, что она должна быть таковой.

Резко растет и распространение заказа такси через онлайн-агрегаторы. Согласно последнему опросу, только 11% никогда не пользовались такими сервисами, тогда как в прошлый раз доля составляла 30%. «Яндекс.Такси» остается лидером по популярности у населения с долей 63%, указывают аналитики. При этом, хотя доля «Ситимобила», который в 2019 году вошел в совместное предприятие Mail.ru Group и Сбербанка, а в феврале 2020-го запустился во всех городах-миллионниках, остается низкой — 7%, она быстро растет по сравнению с 1% в январе 2019 года.

Рынок агрегаторов такси выглядит гораздо более зрелым, чем онлайн-заказа продуктов и еды, и конкуренция здесь развернется уже в маленьких городах с населением менее 100 тыс. человек, полагает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. Но в таких городах они встречают сильное противодействие таксопарков, а их «захват» не будет простым, предупреждает он.

Дмитрий Шестоперов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "Продуктовый ритейл ":
Все материалы сюжета (260)