Новости

Между рублем и коронавирусом: рынок коммерческой недвижимости столкнулся с кризисом

Распространение коронавируса вместе с резким падением рубля заставило игроков рынков коммерческой недвижимости скорректировать стратегии. Падение доходов и спроса со стороны арендаторов вынуждает девелоперов откладывать ввод торговых центров, а собственников помещений стрит-ритейла — предоставлять арендаторам скидки и арендные каникулы. Уже во втором квартале деловая активность сократится и на офисном рынке.

За первый квартал этого года в России было введено в эксплуатацию три торговых центра общей арендопригодной площадью 95,8 тыс. кв. м — это на 17% выше аналогичного значения прошлого года. Такие данные приводит «Магазин магазинов». В целом, согласно данным консультантов, в этом году запланирован рекордный с 2016 года ввод торговой недвижимости — 1,3 млн кв. м. Но ведущий аналитик компании «Магазин магазинов» Ярославна Шилова предупреждает, что многие объекты могут быть перенесены на более поздний срок. «Однозначно, что в текущей ситуации девелоперам невыгодно открывать свои торговые центры»,— объясняет она.

В «Магазине магазинов» в числе ключевых проблем торговых центров выделяют прогнозируемое на фоне падения рубля подорожание импортных товаров и резкий спад посещаемости объектов из-за распространения коронавирусной инфекции. Аналогичные расчеты ранее приводили аналитики Watcom: согласно расчетам сервиса, Shopping Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м) для магазинов одежды и обуви в Москве в середине обвалился более чем на 40% относительно аналогичных дат прошлого года. Такая ситуация вынудила многие торгцентры предоставить арендаторам скидки и каникулы, а сами сети — сокращать персонал и задумываться о закрытии магазинов.

Согласно данным Colliers International, уровень вакантности на крупных торговых улицах Москвы по итогам первого квартала составил 6,4%. Это на 0,3 процентного пункта выше значения на конец прошлого года. Заместитель директора направления стрит-ритейла Knight Frank Ирина Козина объясняет, что первые два месяца на рынке были очень активными, но в марте он почувствовал резкий негативный эффект. «За последние две недели спрос со стороны ритейлеров сократился на 40%, что касается общепита, то изначально сокращение было где-то на 60%, сейчас из-за закрытия ресторанов только 10–15% потенциальных арендаторов готовы что-то рассматривать»,— указывает эксперт.

Ставки на оставшиеся на рынке аренды помещения пока не пересматриваются. Руководитель направления стрит-ритейла CBRE Юлия Назарова объясняет, что в условиях фактически нулевого спроса со стороны ритейлеров собственникам нет смысла и анонсировать дисконт. О какой-то динамике, по мнению эксперта, можно будет говорить только во втором квартале. Учитывая сложности, с которыми сталкивается сегмент стрит-ритейла, на некоторых центральных коридорах возможно временное снижение ставок аренды на 30–50%, предполагают аналитики Colliers International.

Александра Мерцалова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/