Новости

Роман Андрюшин, «Русал»: «Второй квартал будет сложным, но в долгосрочной перспективе потребление алюминия будет расти»

Несмотря на мировой экономический кризис производство алюминия в перспективе будет расти. Уже сейчас из этого металла строят мосты и железнодорожные вагоны, начато производство вертолетных площадок. О перспективных направлениях и о том, что сейчас происходит в алюминиевой отрасли в связи с пандемией коронавируса, в интервью агентству «Прайм» рассказал Роман Андрюшин, директор «Русала» по сбыту и маркетингу. Портал SIA.RU записал несколько цитат. 

«В 2019 году продажи на внешних рынках восстановились» 

В 2019 году «Русал» восстановил объем продаж алюминия на внешних рынках, просевший из-за санкций. Одновременно компания увеличивает долю на внутреннем рынке.

– Развитие продаж на внутреннем рынке – одно из приоритетных стратегических направлений нашей компании. В период с 2014 по 2018 год объем поставок на внутренний рынок увеличился более чем на 30%. В 2018 году рост произошел в том числе и из-за сокращения поставок ряду наших зарубежных клиентов, прежде всего, на рынке США. В 2019 году продажи на внешних рынках восстановились до 1,8 миллиона тонн, несмотря на замедление роста российской экономики.

«Самым сложным будет 2 квартал»

В 2020 году пандемия коронавируса привела к падению производства алюминиевой продукции уже на 30-40%. Как изменится спрос на алюминий к концу года, будет зависеть от длительности карантинных мер.

– Степень влияния пандемии на спрос в значительной степени будет определяться длительностью сохранения введенных ограничений. Страны Европы уже начинают снимать введенные ограничения и восстанавливать привычные процессы, у нас же говорить о стабилизации ситуации пока рано. При этом, в России ситуация усугубляется снижением покупательской способности на фоне падения национальной валюты, что также влияет на спрос. Таким образом, на внутреннем рынке падение за год может составить более 30%, если правительство не примет всеобъемлющие меры поддержки алюминиевой отрасли. Самым сложным, безусловно, будет 2 квартал, ряд производителей алюминиевой продукции, т.е. наших потребителей, говорят о риске потери производства в апреле-мае до 30-40%.

«В России огромный потенциал для развития потребления алюминия»

Несмотря на всю сложность ситуации с пандемией, она принципиально не изменит сложившиеся долгосрочные тенденции: потребление алюминия во всех отраслях будет расти. Основные драйверы роста потребления алюминия – строительство, автопром и упаковка.

– Российский рынок имеет огромный потенциал для развития потребления алюминия абсолютно во всех отраслях. Посудите сами. В настоящее время среднедушевое потребление первичного алюминия в нашей стране оценивается всего в 6,6 кг на человека в год при среднемировом уровне около 9 килограммов. Для сравнения: Германия – 25 кг, Южная Корея и Китай – 28-30 кг. Иными словами, наш показатель в 1,5 раза ниже среднемирового и в 2-4 раза ниже наиболее развитых экономик. Это и есть возможный потенциал для развития внутреннего рынка.

Чтобы преодолеть этот разрыв мы с партнерами при поддержке Алюминиевой ассоциации реализуем программу развития потребления алюминиевых продуктов на внутреннем рынке. Речь идет о разработке новых алюминиевых продуктов и решений, разработке разрешительной документации на использование инновационной продукции из алюминиевых сплавов, развитии локализации производств, информировании потребителей о свойствах алюминиевых сплавов.

«Недостаток знаний и устаревшие ГОСТы тормозят рост потребления алюминия» 

Несмотря на огромный потенциал, рост потребления алюминия сдерживают три фактора: темпы развития экономики; ограничения на использование алюминиевой продукции и низкий уровень культуры работы с этим металлом.

– Среди сдерживающих факторов можно выделить три основных взаимосвязанных направления.

Во-первых, это недостаточные темпы развития экономики, а, следовательно, – потребления в целом. Во-вторых, многие принятые еще 40 лет назад ГОСТы и СП действуют до сих пор и не позволяют применять алюминий и сплавы на его основе в строительстве, железнодорожном транспорте, энергетике, поскольку стандарты тех лет не учитывали возможности, да и само наличие современных сплавов. За последние годы нам существенно удалось продвинуться в этом направлении, добившись пересмотра целого ряда устаревших нормативных документов.

И последнее – это низкий уровень знаний о свойствах алюминиевых сплавов и низкий уровень культуры работы с ними. Существующие ограничения сдерживали работу с алюминием среди конструкторов, дизайнеров, в результате чего им проще было учитывать в проектах более привычные материалы.

«Алюминиевые мосты экономичнее аналогов из черных металлов»

Одно из перспективных направлений – строительство мостов. Алюминий дороже черных металлов, но за счет долговечности и коррозионной стойкости алюминиевых сплавов, такой мост дает большую экономию. В России построены уже семь пешеходных мостов из алюминия, начата разработка первого автодорожного моста.

– Раньше алюминиевые мосты строились по специальным техническим условиям. И требовали прохождения длительной процедуры согласований по инстанциям. Для многих заказчиков именно сложность процедуры становилась существенным препятствием на пути реализации проекта. Теперь, благодаря утверждению Росстандартом свода правил «Мосты с конструкциями из алюминиевых сплавов», проектировать и строить мосты из алюминия стало намного проще и быстрее. К слову уже сейчас построено семь мостов. Причем в некоторых регионах сразу несколько. В Нижнем Новгороде – два моста, в Красноярске – три. Два моста построены в Москве. Сейчас в рамках проекта «Национальные безопасные и качественные дороги» реализуется еще один мост – в Туле. Но это пока касается только пешеходных мостов.

Документация, касающаяся алюминиевых автодорожных мостов, дорабатывается в НИУ МГСУ. Но интерес большой. Например, уже планируется пилотный проект по автодорожным мостам в Нижегородской области.

«Вагоны-хопперы из алюминия помогают экономить на логистике»

Начато серийное производство алюминиевых вагонов-хопперов (саморазгружающихся бункерных грузовых вагонов для перевозки массовых сыпучих грузов, – прим. ред.).

– После того, как компании-перевозчики минеральных удобрений успешно завершили опытную эксплуатацию 22 алюминиевых хопперов, «РМ-Рейл» наладил их серийное производство в Саранске. Сейчас такие вагоны уже колесят по всей России. В том числе пополнили парк подвижного состава «Русала» и задействованы для перевозки глинозема на алюминиевые заводы.

Алюминиевый вагон грузоподъемностью в 79 тонн прекрасно себя зарекомендовал. За счет относительно небольшого веса алюминиевых вагонов, которые меньше воздействуют на рельсы, снижаются обязательные платежи за пользование железнодорожными путями общего пользования. Все это дает существенную экономию на логистике. Также сниженная масса тары вагона позволяет увеличивать срок эксплуатации основных узлов. В конце концов благодаря высокой коррозийной стойкости он не нуждается в покраске и долгое время сохраняет привлекательный внешний вид.

«Из алюминиевых плит планируется строить не только вертолетные площадки, но и взлетно-посадочные полосы»

На последнем авиасалоне МАКС Алюминиевая ассоциация представила вертолетные площадки из алюминия. Они оказались востребованы отечественными и зарубежными компаниями.

– Мы наблюдаем большой интерес к этой продукции. Первая алюминиевая вертолетная площадка была куплена аэропортом в Краснодаре. Сейчас ведутся переговоры с авиа и нефтегазовыми компаниями. При этом интерес проявляют не только отечественные компании, но зарубежные заказчики из Китая, Казахстана, Испании. И это неудивительно. Продукция зарекомендовала себя наилучшим образом. Например, недавно на нашу площадку несколько раз приземлялся и взлетал самый большой вертолёт в мире – Ми-26. А это практически 30 тонн. Площадка отработала на ура.

Сейчас из алюминиевых плит планируется строить не только вертолетные площадки, но и рулежные дорожки, места складирования, стоянки и даже полноценные взлетно-посадочные полосы. С точки зрения потребления алюминия у этого направления большой потенциал – от 5 до 10 тысяч тонн в год.


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Бизнес, кризис и коронавирус #кризис2020 #бизнес #коронавирус":
Все материалы сюжета (884)