Новости

В подъезды идут с автоматами. Вендинговые операторы хотят продавать еду в жилых домах

Лишившись большей части оборота из-за закрытия офисов и перехода на удаленный режим работы, операторы торговых автоматов сделали ставку на жилые дома. Участники рынка попросили мэрию Москвы разрешить установку оборудования в подъездах и на придомовых территориях без аукционов и уплаты аренды, обещая при этом запустить 20 тыс. автоматов до конца года. Но чиновники вряд ли пойдут на уступки из-за угроз для пожарной безопасности, а большинство жильцов могут быть против свободного доступа в подъезды для сотрудников компаний.

С просьбой обеспечить упрощенный порядок установки торговых автоматов в жилых домах руководители Национальной ассоциации автоматизированной торговли и Союза операторов торговых автоматов обратились к директору департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексею Фурсину. 

Это поможет ускорить развитие сети автоматов с продуктами и напитками, что особенно актуально в условиях пандемии COVID-19, следует из обращения. Предлагается обеспечить установку оборудования в шаговой доступности, подъездах или иных помещениях жилых домов по решению собственников без аукционов и арендной платы. Коммуникации должны предоставить органы местного самоуправления. При поддержке властей участники рынка готовы установить до 20 тыс. автоматов до конца года, говорится в письме.

Операторы торговых автоматов включены в список наиболее пострадавших отраслей из-за COVID-19: с закрытием офисов и перехода сотрудников на удаленную работу большую часть точек пришлось закрыть. На этом фоне ряд ритейлеров, в том числе «Вкусвилл» и «Азбука вкуса», начали устанавливать автоматы в подъездах жилых домов. Гендиректор ГК Uvenco Арвидас Алутис говорит, что группа также решила сосредоточиться на этом направлении, которое может быть востребовано и после снятия ограничений. Уже работает более 20 автоматов в Москве и Санкт-Петербурге.

Но, отмечает топ-менеджер, рентабельность автомата в подъезде дома почти в четыре раза ниже, чем у точки на вокзале или в общественной зоне крупного бизнес-центра. Ставки аренды в подъезде и коттеджном поселке зависят от локации и в среднем находятся на уровне 2,5 тыс. руб. в месяц, тогда как 90% точек в офисах клиентов установлены бесплатно, рассказывает господин Алутис. 

Средняя ставка аренды для киосков «Азбуки вкуса» находится на уровне 3 тыс. руб. в месяц плюс оплата электроэнергии. По словам руководителя проекта Вероники Дуплихиной, основная сложность — то, что УК или ТСЖ необходимо проводить собрание собственников жилья, 51% из которых должен быть согласен на установку автомата. «Жильцы редко посещают такие мероприятия, и процесс принятия решения затягивается. Проще с УК, у которых есть коммерческие помещения или зоны внутри дома, которыми они могут распоряжаться сами»,— рассказывает она. 

По словам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, локации в ЖК и подъездах могут стать перспективными для операторов торговых автоматов и пунктов выдачи заказов. Но вряд ли в условиях пандемии COVID-19 многие жильцы согласятся на упрощенный порядок доступа в дома для посторонних, отмечает он. 

Анатолий Костырев


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "Продуктовый ритейл ":
Все материалы сюжета (345)