Новости

Арендаторам не хватает скидок. Они по-прежнему торгуются с собственниками

Интерес посетителей к торговых центрам, магазинам и кафе в Москве постепенно начинает восстанавливаться на фоне снятия карантинных ограничений. Участники рынка ждут, что уже к началу июля Shopping Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) может составить 80% от аналогичных значений прошлого года. Но противостояние собственников и арендаторов на рынке не прекращается. В то время как первые готовы в основном на обоснованный торг и краткосрочные скидки, последние рассчитывают снимать помещения на 30–40% дешевле, чем до кризиса.

Рынок торговой недвижимости Москвы начал постепенное восстановление. Согласно расчетам Watcom Group, показатель Shopping Index на минувшей неделе был на 30–32% ниже значения за аналогичный период прошлого года. На пике падения, в период, когда большинство непродовольственных магазинов были закрыты, разница составляла 65–70%. С июня Shopping Index начал постепенно восстанавливаться: на неделе с 1 по 7 июня показатель отставал от значений прошлого года на 39–43%.

Президент Watcom Роман Скороходов называет динамику показателя в Москве хорошей: по его прогнозам, при отсутствии дополнительных негативных факторов, в начале июля Shopping Index восстановится до 80% от значений прошлого года.

Посещаемость магазинов в помещениях стрит-ритейла, по оценкам Watcom, сейчас также восстанавливается достаточно активно. Так, в Москве их Shopping Index по итогам первой недели составил 47% от аналогичного значения прошлого года, второй — 65%. Господин Скороходов объясняет, что летом спрос на уличные локации традиционно выше, чем на те, которые расположены внутри торговых центров. «В условиях усталости от карантинных ограничений и ограниченных бюджетов на отдых, можно ждать относительно высокого интереса к посещению летних веранд кафе и ресторанов»,— предполагает эксперт.

Потенциальные скидки

Но в Москве далеко не всем арендаторам коммерческих помещений удалось пережить кризис. По оценкам руководитель отдела стрит-ритейла JLL Екатерины Подлесных, на Кузнецком мосту доля вакантных помещений уже может быть около 15%. В Санкт-Петербурге кризис также ощущается достаточно остро: по итогам трех месяцев ограничений на работу уровень вакантных площадей на Невском проспекте вырос на 2,7 процентных пункта, до 10,7%.

Ведущий консультант направления «стрит-ритейл» компании «Магазин магазинов» Ольга Свиридова ждет, что рост вакантности продолжится как минимум еще один-два месяца с момента снятия ограничений на работу: торговые сети начнут анализировать свою прибыль, закрывая нерентабельные точки. На докризисный уровень заполняемость помещений в этом сегменте, по ее прогнозам, выйдет не раньше второй половины 2021 года.

Эксперт добавляет, что собственники помещений существенно не снижают ставки, но прислушиваются к спросу, они готовы к адекватному торгу и скидкам на начальный период.

«В свою очередь, ритейлеры предлагают им ставки на 30–40% ниже, чем до карантинных ограничений»,— отмечает госпожа Свиридова.

В R4S указывают, что заключают без дисконта 70% новых сделок, в 30% случаев компания дает скидку в 5–10% на срок до 12 месяцев.

Перспективы переезда

В торговых центрах ситуация пока выглядит более стабильной. Согласно оценкам Knight Frank, открыться после карантина в Москве не смогли только 1% арендаторов. Но аналитики поясняют, кто картина пока неполная и по итогам месяца значение должно скорректироваться в сторону увеличения.

Старший аналитик отдела исследований CBRE Екатерина Сизанова соглашается, что вакантность заметно вырастет уже по итогам третьего квартала. Эта ситуация, по ее словам, создает предпосылки к снижению ставок аренды, но в топовых торговых центрах расценки сохранятся на докризисном уровне. В Knight Frank добавляют, что пока собственники готовы в основном лишь на временную корректировку стоимости на 6–12 месяцев, рассчитывая в последующем вернуться на докризисный уровень.

Средняя стоимость аренды помещений в торгцентрах Москвы для различных категорий арендаторов

Профиль арендатора Диапазон базовых арендных ставок (руб. за кв. м в год) % от товарооборота
Гипермаркет (более 7 тыс. кв. м) 4 500–10 000 1,5–4
DIY (более 5 тыс. м) 3 000–9 000 4–6
Супермаркет (1-2 тыс. кв. м) 12 000–23 000 4–6
Супермаркет (450–900 кв. м) 18 000–35 000 6–8
Товары для дома (меньше 1,5 тыс. кв. м) 6 000–10 000 10–12
Бытовая техника и электроника (1,2-1,8 тыс. кв. м) 8 000–20 000 2,5–5
Спортивные товары (1 200–1 800 м) 6 000–12 000 6–8
Детские товары (1 200–2 000 м) 6 000–16 000 7–9
Операторы торговой галереи:
  Якоря более 1 тыс. кв. м 0–12 000 4–12
  Мини-якоря 700–1 тыс. кв. м 0–14 000 6–12
  Мини-якоря 500–700 кв. м 0–16 000 6–12
  300–500 кв. м 0–25 000 5–12
  150–300 кв. м 8 000–18 000 6–14
  100–150 кв. м 16 000–36 000 10–14
  50–100 кв. м 25 000–80 000 12–14
  0–50 кв. м 45 000–120 000 12–14
Досуговые концепции:
  Развлекательные центры (2–4 тыс. кв. м) 4 000–8 000 10–14
  Кинотеатр (2,5 - 5 тыс. кв. м) 0–6 000 8–12
Общественное питание:
  Food-court 45 000–150 000 12–15
  Кафе 15 000–90 000 12–15
  Рестораны 0–25 000 10–15

Источник: данные Knight Frank.

Александра Мерцалова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "«Арендная война»":
Все материалы сюжета (34)