Новости

Потребитель в России не надеется на чудо

Потребители в России явно страдают: при низком уровне доходов и росте розничных цен покупательская способность в последнее время значительно ухудшилась.

Еще в конце весны в среднем чеке в магазине «у дома» были заметны изменения: количество позиций осталось тем же, но переток интереса произошел в пользу продуктов с более низкой стоимостью. В результате это сказалось и на финансовых параметрах самого чека: он несколько снизился.

Индекс потребительской уверенности в России за второй квартал 2020 года упал до минус 30% по сравнению с первым кварталом, вернув страну в пятерку европейских государств с самыми слабыми настроениями потребителей. В топ-5 входят Греция, Португалия, Испания и Словения.

Да, в предыдущие кризисы показатель потребительской уверенности бывал и хуже. Однако в этот раз непонятно, как надолго сохранится нестабильность в секторе занятости, например, и на какие меры готово будет пойти правительство, чтобы свести бюджет. Около 43% россиян, согласно свежим опросам, рассказывают об ухудшении своего материального положения, и только четверть их них уверена в том, в течение года ситуация стабилизируется.

Сложнее всего, согласно данным ВШЭ, приходится самой экономически активной категории людей в возрасте 30-49 лет. Ухудшение потребительских настроении здесь плохой сигнал для экономики вообще. Во-первых, именно эта возрастная группа более склонна к предпринимательским рискам и могла бы «вытянуть» за собой экономику, но сейчас этого не произойдет. Во-вторых, именно эта группа «спонсирует» молодежь в виде школьников и студентов и поддерживает пенсионеров.

Во втором полугодии ситуация для потребителя однозначно будет ухудшаться, поэтому рост доли пессимистов здесь вопрос времени.

Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ «Альпари»

 

 

 


/ Сибирское Информационное Агентство /