Новости

Российские садоводы просят защиты от импортных яблок

Российские садоводы предложили главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву новые меры поддержки отрасли. Участники рынка просят ввести квоты на импорт яблок и слив в период сбора урожая, что позволит снизить избыток предложения и поднять закупочные цены. В розничных сетях опасаются, что это может вызвать нехватку яблок и проблемы с качеством.

Союз «Садоводы Кубани» предлагает установить сезонные квоты на импорт яблок и слив в период сбора и реализации урожая местными производителями. Письмо с такой инициативой направлено главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву. Копия обращения есть у “Ъ”. По мнению авторов, мера позволит избавить рынок от избыточного предложения и будет мотивировать торговые сети повышать закупочные цены на местные плоды, не поднимая ценник на полке. Это позволит обеспечить перераспределение прибавочной стоимости в пользу фермеров, указывают в союзе. Для яблок квотирование предлагается вводить в сентябре—октябре, когда идет сбор урожая, а также в январе—апреле, когда плоды реализуются из хранилищ. Импорт слив предлагается ограничить с третьей декады июля по первую декаду сентября. В результате соотношение российских плодов к импортным в эти периоды должно быть 60% на 40%.

Как указывают в «Садоводах Кубани», основные страны—экспортеры плодов субсидируют эту продукцию. В России, напротив, с конца декабря 2018 года отменили пошлину на ввоз яблок из Молдавии. Все это привело к снижению цен на импортные плоды. По данным союза, средняя оптовая цена на иностранные яблоки в 2019 году снизилась на 8,3%, до $0,56 за 1 кг. При этом с 2013 по 2019 год затраты российских садоводов на обеспечение ресурсами росли в среднем на 8% в год, на закладку насаждений — на 5,7% в год, а текущие издержки увеличивались на 11,8% ежегодно.

В «Ленте» говорят, что работают напрямую с производителями яблок, что исключает высокие наценки. Квотирование в сети не поддерживают: «Не совсем понятно, как будет регулироваться предложение на полке в случае проблем с урожаем у тех или иных производителей, а также возникает вопрос качества товара, которое в отсутствие конкуренции может снизиться». В X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), Auchan, Metro и «Магните» не ответили “Ъ”.

В Минсельхозе обещают рассмотреть предложения. Но там подчеркнули, что ограничение импорта требует тщательной оценки воздействия на рынок и финансово-экономического обоснования последствий.

Это не первая попытка российских производителей плодов добиться преференций. Ранее Ассоциация садоводов России предлагала забронировать за местными компаниями доли на полках торговых сетей и ввести минимальную наценку на продукцию. В «Садоводах Кубани» также считают целесообразным установить ориентировочные цены, которые будут гарантировать производителям определенный уровень дохода.

Алексей Полухин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "Продуктовый ритейл ":
Все материалы сюжета (345)