Новости

Тише едешь — дороже будет. Новый режим отдыха водителей поднимет цену товаров на 5%

Затраты на второго водителя, сопряженные с обсуждаемыми новыми правилами режима труда и отдыха, по разным оценкам, могут увеличить себестоимость перевозки на 10–40%, подсчитали участники транспортной отрасли, а цена конечной продукции подрастет на 5%. Часть игроков отрасли считает, что новый закон поставит автоперевозчиков в менее выгодное положение относительно железнодорожных, сблизив сроки и стоимость этих типов перевозки. Впрочем, по мнению аналитиков, многое зависит от качества контроля за соблюдением новых норм.

Авто- и железнодорожные перевозчики подсчитывают издержки, которые понесет автотранспорт в случае принятия приказа Минтранса о новых требованиях к режиму труда и отдыха (РТО) водителей, проект которого был опубликован в начале августа. Согласно им, водитель в сутки может проводить за рулем не более девяти часов, в неделю — не более 56 часов, в течение двух недель подряд — 90 часов. Также новые правила предписывают перерыв минимум 45 минут спустя 4,5 часа за рулем. Приказ может вступить в силу с 1 января 2021 года. В Минтрансе “Ъ” сообщили, что документ направлен на гармонизацию российских норм с международными требованиями и «выступает на стороне водителей».

По расчетам железнодорожного оператора ГК «Евросиб», доставка товаров автотранспортом сильно подорожает относительно железнодорожной по ряду направлений. Так, сейчас перевозка одной тонны груза автотранспортом на направлении Москва—Новосибирск обходится в 180 тыс. руб. и занимает 4,5 дня, железной дорогой — в 112,5 тыс. руб. и 5,5 дня. После принятия новых правил, подсчитали в ГК «Евросиб», стоимость автоперевозки увеличится до 220 тыс. руб. за тонну, время в пути — до 5,5 суток, а при необходимости перевозки в сжатые сроки, чего требуют товары электронной торговли,— на 40%, до 250 тыс. руб., из-за необходимости задействовать второго водителя. Стоимость конечной продукции может увеличиться на 5–10%.

«Новый закон может очень негативно сказаться на автомобильных грузоперевозчиках,— говорит управляющий "Биржи грузоперевозок ATI.SU" Святослав Вильде.— Если им придется брать второго водителя, то, по нашим расчетам, расходы вырастут на 10–15%. Но и этого достаточно для того, чтобы "убить" всю прибыль». Источник “Ъ” на рынке прогнозирует рост конечной стоимости товара в 5%, а рост себестоимости, приходящийся только на необходимость найма второго водителя,— в 20–30%. «Для игроков e-commerce сроки доставки — первостепенный фактор,— говорит гендиректор IML Елена Шутюк.— Следовательно, необходимо будет нанимать второго водителя, что приведет к росту себестоимости перевозки».

В ГК «Евросиб» полагают, что ужесточение конкуренции будет подталкивать клиентов выбирать альтернативные каналы доставки и «часть объемов может взять на себя железнодорожное сообщение». Но, по мнению Эдуарда Миронова, железные дороги менее привлекательны «из-за дополнительных временных издержек по формированию состава и неготовности инфраструктуры».

Эксперт НАПТА Тарас Коваль отмечает, что одна из проблем, связанных с новым актом, в том, что продолжительность рабочей недели в РФ — 40 часов и профсоюзы резко против изменений. При разрешении каботажа в рамках ЕАЭС, полагает он, российские перевозчики могут оказаться в неконкурентных условиях с белорусами, казахами и армянами. Цена товаров на полке, по мнению господина Коваля, увеличится не сильно, хотя ставки вырастут — на сколько, зависит от тщательности контроля. Впрочем, полагает он, тотальный контроль за РТО по техническим причинам установить не удастся.

Наталья Скорлыгина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "Продуктовый ритейл ":
Все материалы сюжета (341)