Новости

Жесткие дискаунтеры лидируют. На фоне стагнации доходов населения этот сегмент ритейла растёт быстрее всех

На фоне снижения доходов потребителей в России быстро растут сети, работающие в формате жестких дискаунтеров. За три года количество таких объектов увеличилось почти на четверть. Тенденция сохранится и будет усугубляться, полагают аналитики. Подтверждением этому может служить, в частности, выход в нишу продуктовых ритейлеров федерального уровня.

По запросу “Ъ” сервис 2ГИС оценил динамику открытия в России продуктовых магазинов, работающих в формате жестких дискаунтеров (цены в среднем на 15% ниже, чем в обычном дискаунтере, ограниченный ассортимент с выкладкой в транспортной упаковке). С сентября 2017 года по сентябрь 2020 года по всей стране их количество выросло 24,7%, до 139,6 тыс. объектов. Большая часть из них — это магазины «у дома»: на их долю приходится около 64%. Еще 34% представляют собой супермаркеты, доля гипермаркетов на этом рынке — всего 2% (формат теряет позиции по всем сегментам продуктового ритейла).

Среди сетевых операторов жестких дискаунтеров всего один крупный игрок — «Светофор», у которого, по подсчетам 2ГИС, на сентябрь 2020 года было 712 магазинов (рост в полтора раза за два года). У «Доброцена», который также позиционирует себя как федеральную сеть, всего 45 магазинов, хотя к сентябрю 2018 года было 51. Самый крупный региональный игрок сибирская сеть «Хлеб Соль» в сентябре 2020 года насчитывала 140 магазинов, что почти вдвое больше, чем два года назад.

В «Доброцене» сообщили “Ъ”, что намерены увеличивать количество магазинов за счет оптимизации цен, например, через развитие ассортимента товаров под собственными торговыми марками (СТМ). Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов отмечает, что сейчас СТМ — дополнительный драйвер повышения рентабельности всего ритейла, у жестких дискаунтеров доля таких товаров в перспективе может достигнуть половины и больше от общего ассортимента.

Между тем в сегмент жестких дискаунтеров уже планируют выходить и крупные ритейлеры. В X5 Retail Group сообщили, что намерены к концу года запустить пилотные магазины такого формата. «Магнит» уже открыл пять дискаунтеров «Моя цена» с ограниченным ассортиментом товаров (до 1,8 тыс.).

В среднесрочной перспективе жесткие дискаунтеры останутся наиболее динамично растущим сегментом рынка, который может вытеснить магазины «у дома» региональных сетей, считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. В первом полугодии 2020 года, по его оценкам, общая доля дискаунтеров в продуктовом ритейле составляет 3% и в ближайшие пять лет может увеличиться до 10%. Основной предпосылкой для этого эксперт называет стабильный рост регулярных цен на полках торговых сетей на фоне стагнации доходов населения.

Она отмечает, что в целом на рынке продуктового ритейла спрос смещается из гипермаркетов в сторону магазинов формата «у дома», в том числе жестких дискаунтеров, которые, набирая популярность, могут изменить общую картину отрасли. Ритейлеры следуют за покупателями, перераспределяя сегментацию своего бизнеса в пользу дискаунтеров, пускай и не слишком жестких, включая привычный формат недорогих сетевых супермаркетов.

Дарья Андрианова, Халиль Аминов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Продуктовый ритейл ":
Все материалы сюжета (1466)