Новости

Грозит ли России дефицит недорогой одежды?

Непродуктовые ритейлеры, традиционно закупавшие товары в Китае, Турции и других странах, летом этого года резко сократили импорт. Самое заметное снижение ввоза продукции в Россию продемонстрировали продавцы одежды и обуви. Они практически перестали шить за границей новые коллекции, опасаясь возможного локдауна. Такая ситуация уже весной может привести к дефициту недорогой одежды, прогнозирует Национальное рейтинговое агентство. Власти рассчитывают, что трудности поставок из-за рубежа подтолкнут развитие внутреннего производства. Но пока рынок не развивается так линейно.

У компании «Гериос», оказывающей услуги по оформлению поставок и транспортировке одежды, текстильной продукции и обуви из Китая в Россию, с марта по июнь из-за локдауна практически не было работы. По словам гендиректора компании Григория Иванцева, часть сотрудников пришлось отправить в неоплачиваемые отпуска. А те, кто остался на рабочем месте, занимались срочным оформлением поставок медицинских масок.

В крупных китайских городах швейные фабрики, производящие одежду, открылись еще в конце весны—начале лета, как только в этой стране уровень заболеваемости коронавирусом пошел на спад. «Мы надеялись, что розничные сети, работающие в России, сразу же возобновят поставки новой коллекции»,— рассказывает топ-менеджер. Но эти расчеты не оправдались.

Где наша не закупала

За лето объемы оформляемого груза из Китая у «Гериоса» сократились на треть и с августа продолжают снижаться на 10–15% ежемесячно, говорит господин Иванцев. Тенденцию подтверждает официальная статистика. В октябре Министерство промышленности КНР отчиталось о росте экспорта китайской текстильной продукции и одежды за восемь месяцев этого года на 5,62%, до $187,4 млрд. При этом доля России в общем объеме экспорта одежды и текстиля из КНР (за исключением медицинских масок и других средств индивидуальной защиты) снизилась до 7–8% против 18% в январе—августе 2019 года.

Второй крупный экспортер одежды, текстильной продукции и обуви в Россию — Турция. Статистическое агентство этой страны сообщало в начале октября о сокращении на 30% объемов поставок одежды и аксессуаров, произведенных в Турции и завозимых в РФ напрямую турецкими ритейлерами. «Объемы закупок импортной продукции у нас снизились на 40%»,— говорит гендиректор D'S Damat в России Эмиль Оруджлу. Он добавляет, что большую часть коллекции сеть шьет на собственных фабриках в Турции и на партнерских площадках в КНР и Италии.

Ослабевший интерес россиян к fashion-индустрии заметили и производители из Италии. Деловое издание Il Sole 24 Ore со ссылкой на местных производителей одежды сообщало в начале этой осени о падении экспорта в Россию на 20%.

Пальто, ботинки и компьютеры

В отличие от продуктовых сетей, нарастивших продажи в этот кризис, потери непродовольственной розницы по итогам 2020 года могут достичь 500 млрд руб. Таким образом, объем всего этого сегмента ритейла составит 17 трлн руб., что на 3% меньше, чем в 2019 году, прогнозируют в Национальном рейтинговом агентстве (НРА). Однако, отмечают аналитики агентства, в реальном выражении с учетом инфляции объем продаж непродуктового ритейла сократится более чем на 6%.

Текущая статистика дает основания для подобных прогнозов. По итогам июля—сентября 2020 года объем импорта всех категорий непродовольственных товаров рухнул ровно в два раза, до $5,5 млрд относительно третьего квартала 2019 года, говорит старший аналитик корпоративных рейтингов НРА Мария Сулима. По ее данным, за девять месяцев текущего года в РФ импортированы основные категории непродовольственных товаров на $22 млрд, что на четверть меньше аналогичного периода прошлого года.

Как говорится в отчете НРА, подготовленном по запросу “Ъ”, основное снижение импорта непродовольственных товаров в РФ пришлось не на второй квартал, когда на фоне локдауна ввоз продукции из-за закрытых границ был серьезно ограничен, а на третий. Именно летом снимались введенные до этого ограничения на работу непродуктовой розницы. Из данных Федеральной таможенной службы следует, что в июле—сентябре 2020 года самое существенное снижение динамики импорта продемонстрировали ритейлеры одежды и обуви: падение составило 70,4% по сравнению со вторым кварталом (тогда снижение составило 25,5% по сравнению с докризисным первым кварталом).

Факторы отсечения

Продавцы одежды и обуви, в отличие от ритейлеров бытовой техники, пока не торопятся наращивать объемы импорта. Этому есть несколько причин. Первая и самая очевидная — объем нераспроданной ритейлерами продукции во время весеннего локдауна, говорит госпожа Сулима. В Fashion Consulting Group (FCG) подтверждают, что практически все розничные компании снизили объемы закупок товаров на осенний сезон, в том числе из-за того, что в марте—мае не успели распродать демисезонные коллекции. «Многие поставщики перестраховались и не импортировали товар, так как до конца не было понятно, выкупят ли заказанный товар ритейлеры»,— добавляет заместитель гендиректора S.Oliver Shoes и Jana в России Иван Шахин. В этом плане российские ритейлеры не уникальны. Так, британская одежная сеть Marks & Spencer, объявившая об убытках в размере £87,6 млн по итогам марта—августа этого года, причинами этих потерь называет не только сократившийся из-за COVID-19 трафик в своих магазинах, но и объем нераспроданной весной коллекции.

Еще одна трудность, с которой столкнулись ритейлеры — сбои в сроках трансграничных поставок.

На снижение объемов импорта повлияло и решение ряда ритейлеров отложить пошив новой коллекции до следующего года, поясняет господин Оруджлу. Это делается на фоне снижения потребления, чему причина — сокращение доходов россиян, отмечают в FCG. Опрошенные “Ъ” ритейлеры заявили, что стали принимать решение отложить пошив новой коллекции в последние дни на фоне новых ограничений, вводимых для розницы. 

Сократить объемы импорта непродуктовых ритейлеров также вынуждает ослабление курса рубля (соответственно на 11% и 12% год к году во втором и третьем кварталах текущего года), отмечает Мария Сулима. Из-за этого растут закупочные цены, а у импортеров ограничен оборотный капитал, подтверждают в FCG. Особенно выраженный негативный эффект снижение курса национальной валюты оказало на импорт ювелирных изделий и украшений, объем которого, по данным НРА, в январе—сентябре сократился почти на 40% год к году, до $140 млн. 

Домотканое замещение

Между тем в НРА не исключают, что снижение импорта может привести к дефициту некоторых непродовольственных товаров, завозимых из-за рубежа. Толчком к этому может стать дальнейшее ослабление курса рубля. «Потребители, пытаясь сохранить остатки своих сбережений, к концу этого года могут начать скупать одежду и технику, как это было в кризис 2015 года»,— прогнозируют аналитики НРА. По их мнению, если этот сценарий не будет реализован к новогодним праздникам, то возможный дефицит недорогой одежды может возникнуть весной 2021 года. Но при условии, что в марте—апреле ситуация с пандемией нормализуется и потребители смогут реализовать отложенный спрос на одежду.

С этим выводом согласен Иван Шахин. Правда, он сомневается в возможных сроках реализации описанных сценариев: «Прогнозы меняются на ходу, поскольку до сих пор нет ясности по поводу дальнейшего развития пандемии». Если дефицит недорогой одежды и возникнет, то это, по словам Эмиля Оруджлу, «не будет катастрофично». По его прогнозам, эффект отложенного спроса потребителей на одежду будет ощутим не ранее чем через два года.

«Российские производители из-за отсутствия необходимых мощностей пока не могут покрыть потребности розничных компаний»,— говорит господин Шахин. «Зарубежные поставщики работают в режиме полного цикла: они сами производят ткани, фурнитуру, отшивают изделия»,— добавляют в Melon Fashion Group. Эта компания шьет свои коллекции в КНР, Бангладеш, Вьетнаме, Узбекистане. В России, замечают в компании, пока не все фабрики производят необходимое сырье.

И даже если одежда и обувь начнет производиться в России в достаточном количестве, она не будет радикально дешевле импортной. В производстве одежды и обуви используется импортное сырье, поясняет Иван Шахин, этот фактор из-за ослабления курса рубля не может не сказаться на конечной цене товара.

Халиль Аминов, Никита Щуренков


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Одежный ритейл":
Все материалы сюжета (485)