Новости

Снижение доходов граждан подняло продажи хлеба

В России впервые за пять лет зафиксирован рост продаж хлеба. Участники рынка объясняют переориентацию потребителей на более дешевые и сытные продукты снижением доходов: основной рост потребления наблюдается именно в низком ценовом сегменте.

В результате по итогам года объемы реализации хлебных изделий могут увеличиться на 60 тыс. тонн. Об этом говорится в прогнозе аналитической компании BusinesStat. Как уточнили в Российском союзе пекарей (РСП), это первый рост продаж хлеба за последние пять лет: всего с 2015 года производство продукта сократилось на 5,4%. Рост рынка отмечается и в денежном выражении, добавляют в Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК).

Причина в том, что из-за снижения доходов в кризис население стало больше приобретать товары первой необходимости. По данным Росстата, во втором квартале реальные доходы россиян снизились на 8,4%, в третьем квартале – на 4,8%. В итоге изменились приоритеты потребителей, объясняет президент РСП Алексей Лялин: больше внимания обращается прежде всего на сытные продукты, причём в наиболее массовых и доступных сортах.

Исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков отмечает, что продажи хлеба как одного из самых дешевых продуктов всегда растут в кризисные периоды. По его словам, аналогичную тенденцию ассоциация фиксировала в последний раз в 2008 году.

Но увеличение спроса в этом году не привело к дополнительным доходам индустриальных предприятий хлебопечения, отмечает Алексей Лялин.

По данным РОСПиК, рентабельность предприятий находится на уровне 2–3%. Проблема в росте стоимости сырья и не отражающей эту динамику отпускной цене, которая искусственно сдерживается торговыми сетями, указывает господин Лялин. Ранее РСП просил главу Минсельхоза Дмитрия Патрушева компенсировать затраты на выработку муки для производства хлебобулочных изделий, а также ввести дополнительные ограничения на экспорт зерна, что должно поддержать отрасль в условиях роста цен на сырье. Как отмечали в РСП, пшеничная мука с начала года дорожала на 18–21%.

В РСП ожидают, что производство хлеба начнет сокращаться после стабилизации экономической ситуации. BusinesStat прогнозирует падение объема рынка на 0,3–1,3% ежегодно, до 7,4 млн тонн в 2024 году. При этом в структуре продолжит расти доля небольших пекарен, которые ведут агрессивную маркетинговую кампанию, а также собственного хлеба торговых сетей, прогнозируют в РОСПиК. По словам Алексея Лялина, у таких игроков меньше затраты на организацию производства, чем у индустриальных предприятий. По оценкам РСП, сегодня на индустриальное производство приходится около 70% российского рынка хлебобулочных изделий, а 30% – на пекарни и производство сетей.

Алексей Полухин

 


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/