Российский книжный рынок в 2020 году ждет крупнейшее падение за последние десять лет. Отечественные издательства оказались более уязвимы перед коронакризисом, чем участники других крупных мировых книжных рынков, которые успели трансформировать бизнес: наладить продажи бумажных книг через интернет и увеличить долю электронных форматов в выручке.
Особенности национальной читалки
За первые три квартала 2020 года в России выпущено 255 млн экземпляров книг – на 20% меньше, чем годом ранее, подсчитала Роспечать. По итогам года падение обещает стать самым сильным с кризиса 2008 года даже с учетом роста спроса на покупки через интернет. «Эксмо-АСТ», крупнейший издатель коммерческой литературы, прогнозирует сокращение рынка на 20% в деньгах, до 80 млрд руб., тогда как с 2014 года он прирастал на 4–11% ежегодно. Быстрее падают продажи художественной, чуть медленнее – прикладной литературы, и на фоне простоя традиционной розницы крупнейшим каналом продаж по итогам года впервые станут интернет-магазины.
Эксперты отмечают, что российская книжная индустрия оказалась в худшем положении, чем зарубежные рынки. Во время локдауна в России продажи упали сильнее, чем, например, в США (крупнейший книжный рынок в мире) и Великобритании (третий по размеру), поясняет бывший заместитель руководителя Роспечати Владимир Григорьев. Ситуация в РФ хуже, чем в США, Великобритании или Франции, соглашается глава Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов.
Одной из основных причин эксперты называют низкую долю электронных книг. По словам Владимира Григорьева, в США они занимают 50% рынка коммерческой литературы, в Великобритании – 25%, в России в 2019 году – не больше 6%.
«Издатели в США чувствуют себя неплохо, потому что у них больше 20 лет есть гигантский Amazon, на который к 2020 году приходилось больше половины розничных продаж», – говорит Владимир Харитонов.
Магазинам не до книг
В России инфраструктура онлайн-магазинов пока не настолько развита, пунктов выдачи в регионах недостаточно, у читателей нет массовой привычки покупать книги онлайн, считают издатели.
Кроме того, во время локдауна крупные онлайн-магазины, как Ozon и Wildberries, столкнулись с высокой нагрузкой и ожидаемо делали ставку на товары первой необходимости, к которым книги не относятся.
Также в стране мало книжных магазинов. В Ассоциации книгораспространителей независимых государств подсчитывали, что если в 1990 году в России был один книжный на 17 тыс. человек, то в 2018 году – уже на 147 тыс. человек. Год назад экс-министр культуры Владимир Мединский заявлял, что даже в Москве книжных на 100 тыс. человек в два-три раза меньше, чем в Париже, Мадриде и Риме.
В результате российские книгоиздатели все еще подсчитывают потери, в то время как, например, в США падение уже отыграно и даже начался рост. Аналитики NPD BookScan пишут, что 2020 год даже может стать одним из лучших для рынка, который они оценивают с 2004 года.
Между яйцами, молоком и подгузниками
Американским издателям, отмечают аналитики Hot Sheet, преодолеть кризис помогла в том числе распространенная в стране «печать по требованию» – технология, при которой новые экземпляры книги печатаются только тогда, когда поступает запрос от покупателя: с ее помощью удавалось быстрее налаживать цепочки поставок.
Также издатели в США говорят об удачной миграции продаж из закрытых книжных в FMCG-сети: магазины выставляли недорогие книги недалеко от востребованных продуктов, и продажи часто взлетали. «Если вы хотите продавать книги во время пандемии, оказывается, что одно из лучших мест находится в пределах досягаемости от яиц, молока и подгузников»,— писала New York Times в июле.
Британским издателям помогла Bookshop.org — платформа для продажи книг, которая позиционирует себя как альтернатива Amazon. Вокруг нее объединились 150 независимых британских издательств. Любой книжный магазин может создать на платформе свою страницу, и «приводя» покупателя на Bookshop.org, он получает 30% комиссионных за все его покупки.
Читайте также:
Некоторым издательствам прямо помогла вынужденная самоизоляция читателей: как писала Guardian, британское Bloomsbury, выпускающее книги о Гарри Поттере, готовилось к падению, но неожиданно увеличило прибыль на 60% за полгода из-за резкого роста спроса.
Но другим, наоборот, не помогли никакие рыночные инструменты, и они обратились к краудфандингу — так поступили, например, независимые издательства Jacaranda Books и Knights Of.
Российские издатели готовятся перенять успешный опыт зарубежных коллег. «Гонзо» и «Рама паблишинг», например, планируют частично компенсировать потери за счет краудфандинга. Владимир Григорьев говорит о том, что в следующем году в России может появиться аналог Bookshop.org, возможность его создания рассматривают независимые детские книгоиздатели.
Валерия Лебедева; корреспондентская сеть “Ъ”