Новости

Итоги-2020: подержанные автомобили пользовались спросом

Дефицит новых автомобилей и постоянное их удорожание в 2020 году вынудили потребителя обратить внимание на вторичный рынок: продажи на нем выросли почти на 2% при падении первичного сегмента на 9%. При этом граждан не смущало даже то, что цены на вторичном рынке в среднем росли быстрее, чем на новые машины. Но на рынке бестселлеров продолжает доминировать популярная в нулевые Lada, хотя на первое место вышел, сместив Lada Samara, Ford Focus. Из популярных сегодня на первичном рынке автомобилей в топ-10 вырвались лишь уже «народные» Kia Rio и Hyundai Solaris, а также Toyota Camry.

Рынок машин с пробегом в 2020 году вырос на 1,7%, до 5,5 млн штук, после падения годом ранее на символические 0,4%, подсчитал «Автостат». В декабре рынок рос на 16,6%, до 536,8 тыс. автомобилей. Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что рынок пробега традиционно оставался более стабильным сегментом (продажи новых машин, по данным АЕБ, упали на 9,1%). В то же время на нем нехарактерно активно шли продажи в последние месяцы года, продолжает он: обычно в этот период на новые автомобили идут акции и скидки, чего не произошло в 2020 году, и в итоге объемы б/у-сегмента в ноябре—декабре оказались ощутимо выше, чем в предыдущие два года.

Дефицит новых автомобилей, образовавшийся после локдауна на фоне коронавируса в апреле—мае, также простимулировал спрос в б/у-сегменте, говорит Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала»: многие выходили на вторичный рынок, понимая, что цены на машины продолжат расти. В то же время, в отличие от прошлых лет, подержанные машины дорожали активнее новых. Этому способствовало всеобщее понимание того, что в цене на новые автомобили, за которой следовал ранее вторичный рынок, практически не учтена девальвация — стоимость повышали постепенно, сдерживая эффект для потребителя, добавляет господин Удалов.

По данным «Авито», средняя цена подержанного автомобиля в 2020 году выросла на 7%, до 290 тыс. руб.

Самой продаваемой моделью в б/у-сегменте стал Ford Focus, впервые обогнавший Lada Samara, удерживавшую лидерство с 2014 года: за 2020 год было продано 130,7 тыс. Ford Focus против 124,5 тыс. штук российской модели.

Аналитики полагают, что в ближайшие годы значительного перераспределения в пользу популярных сегодня на рынке новых машин моделей не произойдет.

Сказывается в том числе факт сокращения самих объемов рынка новых в последние годы: парки бестселлеров до 2013 года гораздо больше, отмечает Владимир Беспалов. Но очевидно, что с пика рынка в 2012–2013 годах, когда в кризис корейские марки активно наращивали долю, не повышая цены, прошло достаточно времени, чтобы эти автомобили уже активно перепродавались.

Ольга Никитина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "Авторынок ищет дно":
Все материалы сюжета (73)