Новости

Биржевые цены на бензин приблизились к историческому максимуму

Стоимость бензина АИ-92 на бирже достигла максимальных значений за последний год и приближаются к историческому рекорду на фоне роста экспортной альтернативы и снижения отгрузок на внутренний рынок. Минэнерго еще 20 декабря рекомендовало нефтяникам повысить производство и увеличить отгрузки в России. Однако, по мнению экспертов, потенциал повышения цен в оптовом звене почти исчерпан, поскольку они уже приближаются к уровню экспортной альтернативы.

Цены на бензин АИ-92 на СПбМТСБ выросли 21 января до 53,4 тыс. руб. за тонну. Таким образом, его стоимость превысила максимальный уровень лета 2020 года, когда из-за недостатка предложения АИ-92 подорожал до 51,5 тыс. руб. за тонну. Текущие котировки близки к историческому рекорду биржевой цены на АИ-92 (54,9 тыс. руб. за тонну), который был поставлен в мае 2018 года. Цена на АИ-95 21 января превышала 54 тыс. руб. за тонну против прошлогоднего июльского максимума 57,8 тыс. руб. за тонну.

Столь нетипичная для января ситуация происходит на фоне роста экспортной альтернативы из-за снижения экспортной пошлины и роста цен на нефть, а также повышения акцизов. С конца прошлого года нефтекомпании увеличивают экспорт, при этом объем предложения на внутреннем рынке ниже, чем в прошлом году, а запасы бензина упали до минимального за несколько лет уровня (1,2 млн тонн).

В Минэнерго отметили, что в январе 2021 года ожидается отгрузка на внутренний рынок 2,6 млн тонн бензина (на 100 тыс. тонн ниже, чем в 2020-м). «Более низкие отгрузки объясняются пока плавно восстанавливающимся спросом на топливо на фоне ослабления антиковидных ограничений»,— считают в Минэнерго, добавляя, что поставки «полностью удовлетворяют текущий спрос». Одновременно Минэнерго требует от нефтяников увеличить запасы топлива и загрузку НПЗ. В министерстве подчеркивают, что «ситуация находится под постоянным контролем, что позволяет сохранить рост цен на АЗС в пределах инфляции».

Рост котировок на бирже связан с увеличением экспортной альтернативы, считает Евгений Тыртов из Vygon Consulting: с начала января европейские котировки на бензин подросли почти на 10%, а экспортные пошлины снизились, компании начали нести убытки при продаже на внутреннем рынке, и биржевые котировки стали расти. Также с начала января были проиндексированы акцизы на 4%, отмечает эксперт. Частично покрыть убытки нефтяников должен был демпфер, но компенсаций оказывается недостаточно, поскольку заложенная в формуле механизма условная цена, ежегодно индексируемая на 5%, значительно выше реальных оптовых цен на рынке.

Дмитрий Козлов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Бензин под контроль: госрегулирование цен на топливо все ближе":
Все материалы сюжета (176)