Новости

Принцип ответственного инвестирования начинает работать в России

Президент РФ Владимир Путин 3 марта по итогам совещания по банковскому сектору поручил правительству совместно с Банком России разработать «план мероприятий по снижению рисков возможного негативного влияния на российскую экономику и финансовые рынки из-за сокращения спроса со стороны участников глобального рынка капитала на активы с высокими климатическими рисками». Доклад нужно подготовить к 1 сентября. Климатические риски — это один из параметров, по которым оценивается ESG-инвестирование.

ESG — три параметра, по которым компании обеспечивают управление устойчивым развитием. Environmental (окружающая среда) затрагивает вопросы управления отходами, снижения вредных выбросов, обеспечения качества воды и воздуха и др. Social (социальная сфера) затрагивает вопросы безопасности труда, здоровья и благополучия сотрудников. Governance (корпоративное управление) отвечает за честные закупки, прозрачность, управление рисками.

В 2020 году на российском рынке пять рейтинговых агентств предлагали услуги по оценке соответствующих финансовых инструментов, включая облигации и кредиты. C февраля этого года Банк России начал набирать сотрудников в новое подразделение, которое будет заниматься вопросами устойчивого развития. Первый зампред ЦБ Сергей Швецов отметил необходимость «подтолкнуть финансовый рынок к учету среднесрочных и долгосрочных рисков ESG-тематики».

В широком смысле идея в том, что для сохранения и развития бизнеса на долгосрочную перспективу недостаточно учитывать исключительно интересы акционеров, указывает директор по устойчивому развитию Polymetal Дарья Гончарова. «Максимизация стоимости компании подразумевает учет интересов других заинтересованных сторон: потребителей, работников, местных сообществ, государственных органов, других инвесторов. Если они будут нарушены, это может поставить под удар как отдельные проекты, так и выживание самой компании»,— говорит она.

Одним из ярких примеров стало размещение в конце 2020 года социальных еврооблигаций РЖД. По сообщению РБК, гендиректор компании Олег Белозеров заявил, что получил «записку» от инвестфонда PIMCO (под управлением около $2 трлн), что тот не стал участвовать в размещении, так как более 50% грузооборота РЖД составляли «углеродные грузы». Кроме того, с 2023 года Европа собирается установить углеродный налог, который оценивается для российских предприятий в €2–6,5 млрд в год, по некоторым оценкам — до €50 млрд.

В таких условиях компании постепенно уходят от выполнения «необходимого минимума», так как сейчас этого недостаточно для соответствия ожиданиям инвесторов, замечает Елена Филатова. Эти проекты часто подразумевают инвестиции, однако, во-первых, они повышают общую эффективность, во-вторых, позволяют избежать штрафных санкций. Только в 2020 году несколько российских компаний получили крупные зеленые кредиты, или кредиты, привязанные к ESG-факторам.

С распространением ожиданий заинтересованных сторон и требований регуляторов ESG-практики стали активно внедряться банками. «Компании, анализирующие свои риски и возможности в области ESG-факторов, являются более конкурентоспособными в долгосрочной перспективе. Поэтому банкам выгодно повышать устойчивость собственных операций, чтобы соответствовать ожиданиям заинтересованных сторон, а также интегрировать учет ESG-факторов в кредитный процесс в рамках управления рисками и разработки новых услуг»,— поясняет руководитель группы по оказанию услуг в области устойчивого развития Deloitte Иван Кухнин. Но важно помнить, что для банков ESG-финансирование не благотворительность, а полноценные коммерческие продукты, подчеркивает первый зампред правления Росбанка Перизат Шайхина, с их помощью банки получают более качественных новых заемщиков, расширяют линейку продуктов для существующих клиентов, повышают собственные ESG-рейтинги.

 

Полина Трифонова, Виталий Гайдаев


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное