Новости

Власти отказали операторам в праве раскрывать сведения о клиентах

Операторы связи не смогут свободно распространять сведения об абонентах в рамках экспериментальных правовых режимов (ЭПР). Соответствующие поправки были внесены в законопроект правительства. Компании, участвующие в эксперименте, рассчитывали передавать данные, например, малому и среднему бизнесу для открытия торговых точек. В текущем виде документ ограничит развитие инновационных сервисов, считают участники рынка, но защитит граждан, уточняют эксперты.

В рамках ЭПР операторы связи не смогут делиться данными об абонентах, за исключением информации о том, какое их число находится в определенный период времени на определенной территории, следует из принятых Госдумой поправок правительства к закону «Об ЭПР в сфере цифровых инноваций». Он вступил в силу в январе и устанавливает особые правовые режимы, так называемые регуляторные песочницы, в которых можно тестировать инновации, обходя требования закона: тайну связи, переписки, врачебную тайну и др.

Поправки выделяют семь проектов, в том числе в сферах медицины, транспорта и связи, для реализации которых режим «цифровой песочницы» уже начнет действовать. В их число вошли, в частности, проекты «Яндекса», МТС, Ассоциации больших данных (АБД, объединяет «МегаФон», Сбербанк, «Яндекс», Mail.ru Group, Газпромбанк и др.). Исходно поправки предлагали снять для участников эксперимента требование о том, что сведения об абонентах являются информацией ограниченного доступа. Но против выступил комитет Госдумы по информполитике.

Эксперты предупреждали, что отказ от снятия требования негативно скажется на реализации как минимум проекта «Собственное дело» АБД: для него требуется использование геолокации абонентов для поиска оптимальных точек размещения объектов малого бизнеса. По словам президента АБД Анны Серебряниковой, проект все равно будет запущен.

Итоговая версия поправок снижает заинтересованность операторов в участии в «песочницах» и ограничивает развитие инноваций в этой сфере, считает зампред комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Борис Едидин. Технологические компании обрабатывают значительно больший объем информации, и им не запрещено делится данными ни в рамках ЭПР, ни в общих случаях, подчеркнул он.

Обезличивание персональных данных находится в серой зоне, поэтому компании стараются квалифицировать их как агрегированные и статистические, пояснил преподаватель Moscow Digital School Олег Блинов. Обмен обезличенными данными предполагает замену наиболее важных элементов, как ФИО или номера паспорта, на выдуманные идентификаторы, чтобы сохранить анонимность граждан. Проблема в том, что даже обезличенные данные представляют риск, считает эксперт, имея их достаточно в «песочнице», можно составить портрет конкретного человека, хотя по отдельности данные не давали бы полной картины.

Анастасия Гаврилюк

 


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "Бизнес, кризис и коронавирус #кризис2020 #бизнес #коронавирус":
Все материалы сюжета (842)