Новости

Производители спецтехники жалуются на демпинг со стороны китайских компаний

Продажи отечественной дорожно-строительной техники (ДСТ) выросли на 36% по итогам первого полугодия. Рынок поддержали факторы отложенного спроса из-за пандемии. Но реализовать его российские компании смогли не полностью: они говорят о росте импорта и демпинге со стороны китайских компаний. Китайские производители действительно резко увеличили импорт в РФ, что было спровоцировано пока нереализованными планами правительства по увеличению утильсбора.

Продажи отечественной ДСТ в январе—июне выросли 36%, до 23,9 млрд руб., следует из данных «Росспецмаш-Стата» (содержит информацию о 80% производимой в России ДСТ и полуприцепов). Выпуск таких машин рос практически на том же уровне — на 34%, до 25 млрд руб. В штуках отгрузки кранов-трубоукладчиков выросли в три раза, мини-погрузчиков — на 97%, бульдозеров — на 56%, экскаваторов-погрузчиков — на 49%, автогрейдеров — на 27%, автокранов — на 25%.

В «Росспецмаше» говорят, что рынок поддержали отложенный спрос и господдержка. Но заводы остаются недозагруженными. Кроме того, для того чтобы получить господдержку, рост стоимости техники не должен превышать индекс дефлятора (5%). В то же время с июля 2020 года себестоимость спецмашин выросла на 20%, отмечают в ассоциации, на фоне роста цен на металл на 56–87%, то есть компаниям для участия в программах господдержки приходится жертвовать маржинальностью.

«Росспецмаш» также говорит о негативном влиянии демпинга со стороны иностранных поставщиков, в частности китайских. Собеседники “Ъ” в отрасли отмечают, что масштабы производства спецтехники в Китае в десятки раз выше, чем в РФ, что обеспечивает низкую себестоимость. Одновременно планы Минпромторга значительно повысить утильсбор на спецтехнику спровоцировали рост импорта, продолжают они.

В ОМГ Дмитрия Стрежнева приводят данные, что китайские производители по сравнению с другими импортерами ввезли в РФ на 48% больше автогрейдеров, фронтальных погрузчиков — на 77%. В компании отмечают, что важным фактором, повлиявшим на рынок, стал значительный рост импорта в ожидании повышения утильсбора.

С тем, что рост рынка в значительной степени связан с «инициативой Минпромторга по утроению размера утильсбора», согласен и гендиректор Volvo CE Russia Андрей Комов. Он полагает, что рынок продолжит восстанавливаться, но последствием глобальных простоев во время пандемии стала нехватка компонентов. «Если ранее это были электронные компоненты, то сейчас недостает даже банального пластика. Кроме того, с прошлого года значительно выросли цены на сталь и транспортировку продукции»,— говорит он.

Региональный директор по развитию бизнеса JCB в России (Урал, Сибирь и Дальний Восток) Петр Плаунов говорит, что за пять месяцев рынок рос на 55%, и предполагает, что в этот показатель включен импорт китайских производителей, а не продажи конечным клиентам. «Но даже без учета этого фактора динамика на рынке явно положительная. Кроме того, мы ожидаем, что этот год будет рекордным по количеству проданных единиц техники JCB в России», заключает он, прогнозируя и рекордные за последние десять лет объемы рынка по итогам года.

Ольга Никитина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "#лизинг":
Все материалы сюжета (24)