Новости

Россияне зачастили на биржу. Новые клиенты открывают пробные брокерские счета

После сезонного спада летом темпы прироста клиентской базы банков и брокеров, работающих на Московской бирже, в сентябре вновь превысили 5%. По итогам месяца количество брокерских счетов достигло 24 млн, а число уникальных клиентов — 14,5 млн человек.

У большинства крупных профучастников темпы прироста клиентской базы оказались выше среднего. Лидерство сохраняет Тинькофф-банк (общее количество счетов превысило 7 млн), привлекший за месяц свыше 476 тыс. инвесторов. Больше 100 тыс. клиентов привлекают второй месяц подряд ВТБ (более 1,8 млн счетов) и Альфа-банк (1,25 млн счетов). Зато Сбербанк (почти 5,2 млн клиентов) снижает активность: в начале года он привлекал по несколько сотен тысяч человек ежемесячно, в августе-сентябре — лишь по 86 тыс. клиентов. В банке пояснили, что фокусируются «на развитии текущей клиентской базы».

Участники рынка связывают разрыв между общим количеством счетов физлиц и числом уникальных клиентов с невысоким порогом входа на рынок. Старший вице-президент ВТБ Владимир Потапов отмечает, что на рынке между брокерами большая конкуренция — открытие нескольких счетов может быть результатом кампаний по привлечению. Зачастую клиенты пробуют услуги разных брокеров и оставляют счета открытыми, поясняет глава «МКБ Инвестиций» Максим Малетин. Также клиент может открыть несколько брокерских счетов для того, чтобы реализовывать различные инвестиционные подходы и стратегии, добавляет директор «Тинькофф инвестиций» Дмитрий Панченко. Инвесторы могут разделять пассивный (ДУ, ПИФ, ETF) и активный (трейднинг) портфели, поясняет руководитель брокерского бизнеса Альфа-банка Илья Васильев.

Однако большинство клиентов, по словам начальника управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, «в инвестициях исповедуют принцип "купил — забыл, вспомнил — продал"».

Еще один фактор — открытие клиентами одновременно брокерского и индивидуального инвестиционного счетов (ИИС). Брокерский счет используется для краткосрочных операций, а ИИС — для долгосрочных инвестиций и получения налоговых льгот, отмечают в Газпромбанке. В «Открытии Брокере» один счет имеют 66% клиентов, по два счета — 30% (второй, как правило, ИИС), три и более счетов — 4% клиентов. В Сбербанке владельцами как брокерского счета, так и ИИС являются 36% клиентов, в ВТБ — более 40% клиентов.

В то же время уровень фондирования счетов остается низким. По оценке ЦБ, 62% счетов на середину года не были зафондированы.

Ксения Куликова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/