Новости

У электромобилей кончается нулевая фаза: АЕБ выступила за продление нулевой таможенной пошлины

АЕБ выступила за продление нулевой таможенной пошлины на электромобили. Сейчас их парк в РФ незначителен: по оценкам PwC, по итогам 2020 года он составил 11 тыс. штук. Большая часть (почти 6 тыс. против 3,6 тыс. штук в 2019 году) ввезена в прошлом году на фоне отсутствия барьеров для импорта (пошлина обнулена с весны 2020 года и до конца 2021 года). Продление нулевой пошлины на уровне ЕАЭС традиционно лоббирует Белоруссия, которая в 2020 году импортировала 1,3 тыс. электромобилей против 133 — в 2019 году.

На Совете ЕЭК 29 октября страны не смогли достигнуть согласия — если они не договорятся, с 1 января автоматически начнет действовать пошлина в размере 15%.

Против продления нулевой пошлины до 2024 года выступала Россия, писали «Ведомости» и подтверждают источники “Ъ”. В начале сентября в ходе Восточного экономического форума глава Минпромторга Денис Мантуров говорил «РИА Новости», что поддерживает продление нулевой пошлины, но в будущем может пересмотреть позицию. 

По словам собеседников “Ъ”, представители Минпромторга на совещаниях в октябре объясняли автоконцернам необходимость введения пошлины стимулированием проектов по локализации. О каких проектах идет речь, не понимают источники “Ъ” даже в традиционно отечественных автоконцернах, поскольку серийная сборка, к примеру, электромобиля «Кама-1» КамАЗа запланирована только на 2024 год. По словам собеседников “Ъ”, чиновники Минпромторга обосновывали идею введения пошлины именно сейчас тем, что иначе инвесторы не поверят и в ее отмену в будущем и не станут вкладывать в локализацию: «Якобы в Минпромторг приходили инвесторы и говорили, что будут инвестировать только при наличии пошлины на ввоз в размере 15% и выше».

Другим аргументом было то, что КамАЗ якобы может на фоне нулевой пошлины отложить инвестиции в электромобиль.

При введении пошлины рост рынка электромобилей замедлится до нескольких тысяч в год, считая и подержанные машины, полагают собеседники “Ъ”, это может замедлить и реализацию планов отечественных игроков. 

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что на текущем этапе, хотя бы на несколько лет, рынку нужно дать возможность расти.

«По итогам десяти месяцев продано 845 новых электромобилей, то есть рынок все еще в зачаточном состоянии. Через два года, когда будет хотя бы частично локализовано производство, сертифицированы собственные электромобили, можно будет защищать рынок»,— поясняет он. Впрочем, отмечает один из источников “Ъ”, будущие российские электромобили могут быть рассчитаны прежде всего не на массовый спрос, а на закупки в каршеринг и коммерческие парки.

Ольга Никитина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "#электромобили":
Все материалы сюжета (34)