X5 Group, анонсируя планы IPO операторов своих сервисов в e-commerce, обещала в процессе подготовки к размещению на бирже увеличивать обороты своего онлайн-бизнеса. Но по итогам третьего квартала этого года компания спустилась с первого места сразу на третье, уступив «Сбермаркету» и «Вкусвиллу». Аналитики объясняют рокировку тем, что X5 исходно делала ставку на закупки впрок, которые впоследствии оказались у потребителей менее востребованными, чем экспресс-доставка. В самой компании утверждают, что намеренно «не перегревают» темпы роста своего онлайн-бизнеса.
В распоряжении “Ъ” оказался подготовленный Infoline рейтинг компаний по объемам онлайн-продаж товаров повседневного спроса (e-grocery) по итогам третьего квартала. Из него следует, что X5 Group, удерживавшая первую строчку, опустилась на третье место, уступив лидерство «Сбермаркету» и «Вкусвиллу». Так, по итогам июля—сентября совокупный оборот онлайн-сервисов X5 Group («Vprok.ru Перекресток», «Перекресток.Быстро» и «Пятерочка.Доставка») составил 11,5 млрд руб. против 11,9 млрд руб. во втором квартале. У «Сбермаркета» оборот в третьем квартале достиг 14,5 млрд руб., у «Вкусвилла» — 11,6 млрд руб.
В годовом выражении по итогам третьего квартала оборот «Сбермаркета» вырос на 212%, «Вкусвилла» — на 202%. «Vprok.ru Перекресток» вырос на 50% год к году, тогда как сервисы быстрой доставки продуктов X5 Group нарастили оборот на 398%.
СЕО «Сбермаркета» Асан Курмангужин объясняет выход компании в лидеры сегмента тем, что число заказов выросло более чем до 100 тыс. в день. Управляющий по качеству и закупкам «Вкусвилла» Евгений Римский говорит, что удалось нарастить обороты в том числе за счет открытия новых дарк-сторов, которых сейчас насчитывается 89.
Читайте также:
В X5 Group считают результаты рейтинга предсказуемыми. «Мы намеренно не перегреваем собственные темпы роста онлайн, балансируя их с экономической эффективностью доставки и воздерживаясь от избыточных инвестиций в ценовые промо и маркетинг»,— добавили в компании.
В 2022 году темпы роста рынка e-grocery будут замедляться, но стагнации рынка ожидать не стоит, прогнозирует господин Овчинников. Последнее время рынок e-grocery ежемесячно растет на 70–75% год к году и пока предпосылок к снижению нет, не соглашается руководитель направления онлайн-торговли «NielsenIQ Россия» Александр Шуркаев. По оценкам NielsenIQ, до конца 2021 года доля e-grocery составит 4,5–5% от общего товарооборота продуктов повседневного спроса.
Дмитрий Шестоперов