Новости

Количество моногородов сократят вдвое

Минэкономики опубликовало на regulation.gov.ru два проекта постановлений правительства, оформляющих впервые обнародованную весной 2021 года идею сокращения числа моногородов в РФ вдвое — с 321 до 163 — исключением из их перечня той их части, которая находится не более чем в 50 км от региональных столиц: по мнению министерства, их жители могут работать в них. Решение позволит сосредоточить средства ВЭБ.РФ на поддержке оставшихся в перечне моногородов. Угольным городам Кузбасса вхождение в перечень, наоборот, упростят, снизив пороги допустимых массовых увольнений с монопредприятий с 20% до 10% населения. Одновременно предполагается снять ограничения на льготы территорий опережающего развития для моногородов — вместо закрытого перечня возможностей их получения министерство предлагает сохранить только ограничения на поддержку монопредприятий по стандартной схеме для резидентов и запрета производств ими подакцизных товаров.

Минэкономики оформило проектами двух постановлений правительства реформу подхода к проблеме моногородов. Один из документов — поправки к постановлению правительства №709 от 29 июля 2014 года, утверждающие критерии отнесения к моногородам и разделение их на категории. Документ содержит несколько новаций, главная из них — вычеркивание из списка моногородов тех, которые находятся ближе чем в 50 км от столиц регионов. По оценкам ведомства, это сократит перечень с 321 до 163 моногородов. «Удаленность менее чем на 50 км позволяет жителям моногородов в течение часа добраться до работы в региональном центре, в связи с чем напряженность на рынке труда моногорода нивелируется»,— отмечает министерство в пояснительной записке к проекту.

Если постановление будет подписано, будет упразднен и «старый» перечень моногородов с разделением на две категории в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения. Теперь к первой категории предлагается относить «монопрофильные муниципальные образования с наиболее сложным социально-экономическим положением», где средний уровень регистрируемой безработицы за три года в два или более раза превышает средний уровень регистрируемой безработицы в РФ, а ко второй — оставшиеся поселения, соответствующие обновленным критериям. Проект обещает за счет этого «концентрацию механизмов поддержки на удаленных от региональных центров моногородах».

Напомним, сейчас государство субсидирует создание в моногородах новых рабочих мест через подконтрольную ВЭБ.РФ НКО «Фонд развития моногородов» (ФРМ), при этом ежегодный объем этих средств сократился с 4,7 млрд до 4,2 млрд руб..

Учтет Минэкономики и последствия реформы местного самоуправления в РФ — объединение ряда моногородов в муниципальные округа с изменением численности их населения и пропорций занятости на монопроизводствах. «Это может стать причиной исключения муниципального образования из перечня»,— отмечено в пояснительной записке к проекту. О внесении понятия «муниципальный округ» (МО) в критерии отнесения к моногородам просили власти Кемеровской, Тверской, Тульской областей и Пермского края; в первой из них моногорода Салаир и Гурьевск преобразовались в Гурьевский муниципальный округ, ПГТ Яшкино — в Яшкинский МО, г. Топки — в Топкинский МО, и эти новые округа «предварительно соответствуют критериям» моногородов.

Впрочем, для шахтерских моногородов Кузбасса Минэкономики готово упростить вхождение в «новый» список — их относить к монопрофильным предлагается, если «высвобождение работников из угледобывающих организаций превысило 10% среднесписочной численности работников в муниципалитете» (общая норма для моногородов — 20%). 

Перспективы принятия проекта нельзя оценивать как безоблачные. Напомним, Минэкономики отдельные наработки проекта по моногородам объявляло как о практически принятом решении еще весной 2021 года — вряд ли пауза в три квартала объясняется только техническими деталями. Исключение из статуса моногородов примерно половины в некоторых случаях вряд ли обойдется без протестов, хотя сам по себе статус моногорода не так много дает местному бизнесу, притом что обычной проблемой там является состояние местных коммунальных сетей и коммуникаций, что наличием электрички в часе езды от крупного города вряд ли компенсируется хотя бы частично.

Второй проект постановления, также от Минэкономики, «разработан в целях создания равных конкурентных условий» для территорий опережающего развития (ТОР), созданных в моногородах. Идея организации ТОР в них позиционируется как инструмент господдержки инвестпроектов за счет налоговых, инвестиционных и прочих льгот, на данный момент всего в моногородах создано около 80 территорий опережающего развития. Однако до сих пор постановление правительства №614 от 22 июня 2015 года «Об особенностях создания ТОР в моногородах» фиксировало закрытый перечень видов экономической деятельности, инвестпроекты в которых могли получать льготы ТОР. Минэкономики предлагает развернуть ситуацию — от принципа «запрещено то, что не разрешено» к формуле «разрешено то, что не запрещено».

Поправки ведомства предполагают фиксацию для всех ТОР в моногородах запрета на предоставление льгот инвестпроектам, ориентированным только на «монопрофильную» и подакцизную деятельность (кроме производства автомобилей, мотоциклов и жидкой стали), в реальности закрытыми для льгот ТОР в моногородах останутся лесозаготовки, добыча нефти и газа и нефтегазовые услуги, производство напитков (кроме безалкогольных), табачных изделий, оптовая и розничная торговля, сухопутный, водный, воздушный и космический транспорт и финансовые услуги. 

Олег Сапожков


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Почему на Байкале нет туристического рая?":
Все материалы сюжета (471)