Новости

Машины перешли на всесезонное падение

Российский авторынок, который падает уже пять месяцев, сократится и в декабре. Вместо традиционного всплеска продаж перед Новым годом реализация машин сократится, не превысив 126 тыс. штук из-за дефицита предложений на рынке, считают опрошенные “Ъ” его участники и аналитики. Но за счет высоких результатов первого полугодия по итогам года рынок выйдет в плюс в пределах 4%, составив 1,6 млн машин, следует из расчетов “Ъ” и аналитиков. Это все еще ниже результатов 2019 года, хотя в Ассоциации европейского бизнеса ожидали восстановления рынка до докризисных объемов.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в ноябре упали на 20,4%, до 125,5 тыс. штук, подсчитали в АЕБ. Рынок сокращается к прошлому году пятый месяц подряд. В ассоциации ожидают продолжения тренда и в декабре: «Обычно декабрь — благоприятный месяц для продаж автомобилей, но этот год — другой, и нам представляется, что в следующем году существующий тренд сохранится и в ближайшие месяцы цифры еще ухудшатся»,— отметил глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штерцель.

Обычно предновогодние продажи выше, чем в предыдущие месяцы, в том числе из-за роста спроса в преддверии обновления ценников со следующего года, а также на фоне скидок. В этом году получить скидку из-за дефицита машин стало почти невозможно, а цены и так растут каждый месяц.

Впрочем, определенную выгоду при покупке машины в декабре получить все-таки можно. «Дилерам надо выполнять планы и закрывать финансовый год. Поэтому по ряду брендов идет коррекция политики продаж и дилеры готовы снижать маржинальность. Нельзя это назвать скидками, но у клиентов есть возможность получить дополнительные преимущества»,— говорит гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.

Сезонность на авторынке с начала пандемии была почти полностью нивелирована, говорят некоторые опрошенные “Ъ” дилеры. По их ожиданиям, и в декабре объем рынка вряд ли превысит 126 тыс. машин.

Продажи ограничивает низкая доступность новых автомобилей, а не падение спроса. Трафик в автосалонах стабилен во всех сегментах, говорят в «Авилоне» и подтверждают другие опрошенные “Ъ” дилеры. «Не стоит ожидать, что нехватка комплектующих решится быстро, так как планирование производства обычно закладывается в перспективе нескольких месяцев. Чтобы поставки выросли, требуется большее количество запчастей, которых все еще не хватает»,— полагает председатель правления «Авилона» Андрей Павлович. По его мнению, в 2022 году ситуация с доступностью машин на рынке улучшится несущественно.

Ситуация отражается и на марочном рейтинге. Например, говорят источники “Ъ” в авторитейле, число доступных машин Volkswagen критично упало — до объемов склада премиального Porsche. По мере улучшения доступности машин ситуация придет в норму, отмечают собеседники “Ъ”: марки, чьи продажи упали из-за маленького склада, отыграют позиции, а те, кто повышает их за счет доступности, как, например, китайские бренды, откатятся в марочном рейтинге вниз.

Сергей Удалов говорит, что некоторые дилеры даже самостоятельно растягивают квоту на несколько месяцев, хотя могли бы реализовать машины еще в сентябре. Владимир Беспалов ожидает, что ситуация с доступностью резко не улучшится и в первом полугодии 2022 года рынок продолжит падение.

Ольга Никитина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное