Новости

Банки ищут новые способы развития автокредитования из-за падения маржинальности

Прошлый год на рынке автокредитования завершился на положительной ноте. По данным Frank RG, количество выданных в декабре кредитов составило 76,1 тыс., что на 7% выше показателя предыдущего месяца и на 4% больше значения декабря 2020 года. Объем кредитов за месяц даже установил рекорд в 102 млрд руб., а в целом за год он приблизился к 1,1 трлн руб.

Однако если до пандемии декабрь по количеству выданных автокредитов традиционно был одним из лучших месяцев года, на этот раз количество оказалось значительно ниже среднего показателя за предшествующие 11 месяцев (78,1 тыс.). Общий же объем выданных кредитов за год составил 935 тыс., что лишь на 0,5% выше показателя 2020 года и чуть меньше декабря 2019 года (939 тыс.). Ситуацию спас рост среднего чека на фоне дефицита автомобилей и разгона инфляции — до 1,33 млн руб. Темпы роста составили 28%, это рекорд за пять лет.

При этом участники рынка ожидают продолжения общего удорожания кредитов. Влияние будет оказывать и рост ключевой ставки (только в декабре ЦБ повысил ее на 1 процентный пункт, до 8,5%, в ближайшие месяцы аналитики ожидают рост до 9–9,5%, см. “Ъ” от 11 января), и повышение цен на автомобили на фоне мирового кризиса полупроводников (уже в новом году автоконцерны увеличили цены на ряд популярных марок на 2–3%).

Рост цен вызван дефицитом новых машин и «провоцирует общее состояние неопределенности на рынке», отмечает начальник управления «Автокредитование» ВТБ Иван Жигарев. Естественно, банки видят и разницу в темпе роста стоимости автомобилей и доходов населения — это напрямую влияет на спрос, добавляет руководитель «Росбанк Авто» Наталья Русова.

Вместе с тем рост валового объема автокредитования слабо отразился на финансовых показателях банков. По итогам девяти месяцев 2021 года, согласно отчетности РСБУ, процентные доходы по клиентским ссудам у Сетелем-банка (крупнейший банк по объему автокредитов, входит в группу Сбербанка) снизились на 1%, до 13,1 млрд руб.

Ряд дочерних банков зарубежных автоконцернов — Фольксваген-банк Рус, МС-банк Рус, Тойота-банк — даже сократили процентные доходы на 9–10%. И даже в исключительном случае резкого роста процентных доходов в 2,6 раза у РГС-банка по динамике они проигрывали выдаче автокредитов (рост портфеля в 2,1 раза). В таких условиях автокредитование перестает быть таким маржинальным, каким было четыре-пять лет назад.

Пандемия, последовавшие за ней ограничения и перебои в поставках, дефицит популярных марок и выход на рынок новых игроков заставляют банки, занимающиеся автокредитованием, искать новые пути развития и трансформировать направление так, чтобы оно оставалось рентабельным в меняющихся условиях.

Кто-то пытается работать напрямую с автопроизводителями, кто-то — выстраивать самостоятельную экосистему в сегменте автокредитования, кто-то начинает работать с новыми категориями автомобилей. Бизнес становится вести гораздо сложнее, особенно если не вкладываться в технологии. «Поэтому компании делают ставку на реализацию новых сервисов, создавая различные партнерские проекты в смежных или тех сегментах, в которых ранее не работали»,— говорит предправления РГС-банка Алексей Токарев.

Сейчас покупатели все еще приходят в автосалоны, выбирают машину, узнают, с какими банками сотрудничает дилер, но постепенно эта модель уходит в прошлое, отмечает гендиректор ОКБ Артур Александрович. Конкуренция перемещается в цифровое пространство, уверен господин Токарев. «Такой подход позволяет банкам получить больший контроль за customer journey ("клиентским путешествием") и, как следствие, контроль за продвижением своих продуктов»,— поясняет директор в автомобильной практике PwC в России Виктория Синикина.

Сегмент автокредитования трансформируется не только из-за сокращения маржинальности, но и из-за изменения клиентского поведения, уточняет Наталья Русова. Кризисные явления из-за пандемии, рост конкуренции, дефицит, сложности, с которыми клиенты особенно остро столкнулись в минувшем году, приобретая автомобиль у дилера, меняют подход клиента к покупке, поясняет она. Банк в таких условиях, добавляет госпожа Русова, должен стать сервисным партнером, покрывающим все потребности, связанные с покупкой и владением автомобилем, создавать возможности изменения финансовых условий с учетом индивидуальных запросов.

 

Полина Трифонова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Авторынок ищет дно":
Все материалы сюжета (89)