Новости

Европа закрыла небо для России и забирает самолеты

В выходные европейские страны одна за другой закрывали воздушное пространство для России, а к вечеру воскресенья об этом было официально объявлено на уровне ЕС. Еще 25 февраля ЕС также запретил европейским компаниям поставку, лизинг, техобслуживание и страхование воздушных судов в РФ. Контракты должны быть расторгнуты до 28 марта, что означает для перевозчиков потерю более половины парка. В результате им может не хватить флота для полетов внутри РФ даже с учетом резкого сокращения числа международных рейсов.

По данным “Ъ”, 26 февраля министр транспорта Виталий Савельев и глава Росавиации Александр Нерадько провели экстренное совещание с участием представителей авиакомпаний. Как рассказал “Ъ” один из участников встречи, перевозчикам «дали понять, что государство будет спасать только "Аэрофлот"». «Остальных попросили по возможности не отдавать самолеты превентивно, дождаться ясности и пытаться найти компромисс с лессорами (лизингодателями.— “Ъ”),— добавил он.— Но какой возможен компромисс, если в резолюции прописано о завершении всех, даже заключенных до санкций, контрактов до 28 марта?»

Обсуждалась ли возможность принудительного сохранения «Аэрофлотом» той части флота, которая находится в европейском лизинге, “Ъ” выяснить не удалось. Однако, как отметил источник в группе, это «означало бы моментальное попадание в SDN-лист», и «Аэрофлот» такую возможность «вряд ли рассматривает». «Но до пятницы мы не рассматривали и сценарий изоляции России от мира»,— подчеркивает собеседник “Ъ”.

Самолеты уже начали отбирать. По данным нескольких источников “Ъ”, лизинговая компания из Ирландии прислала уведомление (grand notice) авиакомпании «Победа» об отзыве трех бортов Boeing 737. Аналогичное письмо, по данным “Ъ”, получила «Якутия» и еще как минимум две авиакомпании. Кроме того, проблемы с возвращением Boeing 777-35E в Хабаровск, по данным источников в отрасли, возникли у NordWind, чей борт задержали в аэропорту Мехико. Источники в трех других авиакомпаниях рассказали, что отменили планы по передаче бортов на техобслуживание из-за опасений их изъятия. Один из перевозчиков получил «устное уведомление» производителя двигателей СFM International (СП Snecma и GE Aviation) о прекращении поддержки обслуживания Airbus.

Ни в одной авиакомпании не дали официальных комментариев. Однако, как рассказали на условиях анонимности руководители и юристы перевозчиков, большинство ожидают получения уведомления о расторжении действующих контрактов 28 февраля.

Европейские лессоры находятся в той же растерянности, что и их российские клиенты, рассказывает один из источников “Ъ”. Невозможно сделать общий вывод по всем лизинговым контрактам, служит ли наложение санкций на поставки и лизинг авиатехники и запчастей достаточным основанием для их разрыва, отмечает управляющий партнер Debevoise & Plimpton Алан Карташкин. Однако, добавляет он, договор лизинга мгновенно расторгается при невозможности страховать судно или если лизинг запрещен применимым к лессору законодательством.

Алан Карташкин подтвердил, что, предположительно, все действующие лизинговые контракты должны быть завершены до 28 марта: «Мы приходим к такому выводу консервативной интерпретации текста резолюции, поскольку других разъяснений пока нет».

«Более интересный вопрос относится к лизинговым сделкам американских компаний, так как США не накладывали санкции на лизинг»,— уточняет Алан Карташкин. Источники “Ъ” разделились во мнении о том, будут ли США также запрещать поставки своих самолетов или «используют ситуацию в интересах Boeing», но вероятность последнего сценария «снижается с каждым часом».

В теории власти РФ могут запретить компаниям отдавать самолеты лизингодателям, но это позволит сохранить воздушное сообщение в стране только на полгода. «Половина флота, до 300 бортов, пойдет на запчасти, которых у нас и в "несанкционных" странах нет и быть не может»,— говорит источник “Ъ”. С оценкой согласны и несколько других топ-менеджеров авиакомпаний: «Мы долетаем до конца высокого сезона, если повезет».

Собеседники “Ъ” подчеркивают, что «иранский сценарий» в РФ невозможен: российский авиапарк гораздо моложе, и найти запчасти на него, например, в Китае будет невозможно. Источник в авиапроме отметил, что при этом «Минпромторгу потребуется минимум пять-семь лет на доведение до ума проекта полного импортозамещения МС-21 и SSJ-100». Он полагает, что сроки поставок этих типов судов будут сдвинуты.

Отдельной проблемой будет страхование судов для полетов за рубеж, поскольку в авиакомпаниях единогласно считают невозможным вылет без перестрахования рисков, который до сих пор происходил в Европе.

Айгуль Абдуллина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "#лизинг":
Все материалы сюжета (133)