Новости

Производство мебели снижается, спрос падает, цены растут

По итогам марта производство мебели в России снизилось на 3% год к году, до 4,3 млн условных единиц продукции, подсчитала  Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР). Спад произошел после в целом успешного для рынка начала года: в феврале объем производства составил 4,6 млн единиц, превысив показатель прошлого года на 15%. «Март обнулил все наши предыдущие прогнозы о дальнейшем стабильном росте»,— говорит президент АМДПР Александр Шестаков.

О частичном спаде говорит и гендиректор компании «Мария» Ефим Кац. Он отмечает снижение продаж продукции среднего и высокого ценового сегмента. «Пока пользуется спросом только бюджетная линейка: ее доля в структуре продаж выросла с 3% в феврале до 15% в апреле»,— говорит он. Но это временное явление, считает основатель Divan.ru Антон Макаров: «Рост зарплат не успевает за инфляцией, потребление падает». Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов говорит, что в базовом сценарии российские домохозяйства тратят на мебель 5–7% доходов, но во времена кризисов эти расходы сокращаются одними из первых.

В деньгах оборот российского рынка мебели в первом квартале 2022 года, по оценкам АМДПР, составил 79,6 млрд руб., увеличившись на 20% в годовом выражении, и стал рекордным за последние четыре года. Эта динамика во многом объясняется ростом цен: стоимость мебели в январе—марте выросла в среднем на 12,5%. Российские производители зависят от импорта комплектующих, включая фурнитуру, лаки, краски, ткани, которые выросли в цене из-за нарушения логистики, поясняет Александр Шестаков.

В АМДПР прогнозируют рост стоимости локальной продукции не менее чем на 30%. Ефим Кац оценивает рост себестоимости в марте в 35–50% относительно февраля, доля импорта в его продукции составляет 50–60%. «Сейчас рубль укрепился, а европейские партнеры начали понемногу снижать цены, цена производства в мае сократилась в среднем на 20%»,— рассказывает он.

Тем не менее в АМДПР по итогам 2022 года ждут снижения объема продаж мебели в денежном выражении на 50% в рамках стресс-сценария. Это может произойти не только из-за сокращения платежеспособного спроса, но и из-за приостановки работы в РФ шведской IKEA. На долю продукции, производимой IKEA в России, приходилось 5% от общего объема всего выпуска, из которых 80% экспортировалось, отмечает господин Шестаков. Но, по его словам, сбывать свою продукцию российским предприятиям, производившим мебель для ритейлера, стало сложнее.

 

Александра Мерцалова, Никита Щуренков


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Бизнес о кризисе 2022":
Все материалы сюжета (217)