Плавное восстановление рынка автокредитования идет третий месяц подряд. Согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в июне выдано 39 тыс. автокредитов, что почти на 28% превышает показатель мая. Однако этот результат более чем вдвое ниже, чем в июне прошлого года (87,7 тыс. автокредитов). В марте, сразу после начала военных действий на Украине, введения санкций и отказа многих компаний от работы на российском рынке, количество выданных кредитов было в пять раз ниже прошлогодних (17,2 тыс. автокредитов). По данным Frank RG, в денежном выражении объем выданных в июне автокредитов составил около 52 млрд руб.
Вместе с тем на фоне восстановления рынка начала сокращаться как доля заявок на кредиты на покупку бывших в употреблении автомобилей, так и доля их выдачи. Пока такие займы все еще превышают половину всех выданных кредитов, но в июне, по данным НБКИ, чуть более 56% заявок было подано на приобретение автомобиля с пробегом, тогда как в мае было 58,4%, а в апреле — 58%. При этом в выданных кредитах в июне 53,7% в общей выдаче занимали кредиты на подержанные автомобили, тогда как в мае их доля составляла почти 55%, а в апреле превышала 59%. Одновременно уверенно растет доля автокредитов значительного размера, 1–3 млн руб., она приблизилась к 48%.
С одной стороны, снижение уровня ставок на долговом рынке вслед за ключевой ставкой ЦБ (после взлета в конце февраля до 20% она к настоящему времени вернулась к 9,5%) сделало автокредиты более доступными. С другой стороны, на рынке сохраняется дефицит автомобилей, что толкает цены вверх, поясняют эксперты.
Читайте также:
Реализация новых машин поддерживается за счет дилерских запасов ушедших из России брендов, роста доли китайских марок и господдержки отечественного автопрома (льготные кредиты и меньшая стоимость вследствие «упрощенной» комплектации), говорит младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Анатолий Перфильев.
Но китайский и отечественный автопром пока не могут заместить ушедшие бренды, и на этом фоне автосалоны массово работают с подержанными автомобилями. «Но предложение подержанных машин по сравнению с прошлым годом сокращается, так как увеличивается срок владения автомобилем»,— подчеркивает директор автомобильной практики компании «Технологии доверия» (бывшая «Делойт энд Туш») Виктория Синичкина.
Банки подтверждают постепенное восстановление в сегменте, несмотря на сохраняющийся дефицит автомобилей на рынке.
Полина Трифонова