Новости

Автоконцернам и автодилерам грозит банкротство? В России могу ввести мораторий на взыскание неустоек из-за срыва сроков гарантийного ремонта

Минэкономики в начале сентября направило в Минпромторг и Роспотребнадзор предложение Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) ввести девятимесячный мораторий на применение отдельных положений закона «О защите прав потребителей». АЕБ в своем письме ссылалась на риски потерь и банкротств автоконцернов в РФ из-за судебных исков, связанных с несоблюдением сроков гарантийного ремонта.

В обращении говорится: если в автомобиле обнаруживается недостаток, который не устранили за 45 дней, потребитель по закону имеет право расторгнуть договор купли-продажи, заменить товар или уменьшить цену. При этом за каждый день просрочки ремонта начисляется пеня в 1% от стоимости товара, или 365% годовых. В АЕБ отмечают, что в случае годовой задержки ремонта автомобиля стоимостью 3,5 млн руб. неустойка составит 6,4 млн руб., а с учетом штрафа — 10,5 млн руб.

Аналогичные затраты производители, согласно закону, могут понести в случае, если автомобиль находился в ремонте более 30 дней в каждом гарантийном году из-за устранения различных недостатков. Ситуация может привести к банкротству производителей и дилеров, и тогда потребители «просто не смогут восстановить свои права», считают в АЕБ.

Стоимость автомобилей «сопоставима со стоимостью квартир в новостройках», подчеркивают в АЕБ, напоминая, что правительство ввело мораторий на взыскание неустойки с застройщиков на срыв сроков сдачи объектов. При этом у застройщиков пеня значительно меньше — 0,03% от ставки рефинансирования ЦБ в день (сейчас — 0,225%).

В Роспотребнадзоре “Ъ” сообщили, что им известно о предложениях АЕБ, но назвали их неприемлемыми. Там полагают, что реализация предложений неминуемо приведет к недобросовестному использованию «моратория на ответственность», массовому отказу от ремонтов транспортных средств, снижению качества клиентского сервиса и непрогнозируемому затягиванию сроков ремонта.

Угроза штрафов не решает саму проблему, считает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслав Зубарев: «Критический рост таких случаев может привести к банкротству дилера или автопроизводителя, что точно не в интересах потребителей». В каких-то случаях доставить запчасти в сроки, предусмотренные законом, просто не представляется возможным, заключает он.

Есть позиции, которые невозможно привезти неофициально, так как продавцы отказываются иметь дело с автомобилями для РФ, боясь попасть под санкции, говорит директор по сервису «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов. «Если запчасть есть в РФ, срок ремонта не более недели. В случае отсутствия — минимальный срок от месяца, все очень индивидуально»,— поясняет он.

Наиболее заметен дефицит сложных элементов (например, электронные блоки), деталей для кузовного ремонта, отмечает заместитель гендиректора по сервису «Авилона» Алексей Гуляев: «Ожидание некоторых позиций может занимать один—три месяца». «Но диалог с брендами идет, вопрос только в сроках. Многие бренды идут навстречу в тех случаях, когда дилеры находят необходимые детали сами и пытаются привезти их альтернативными путями»,—подчеркивает он.

Авторитейл хочет сохранить лояльность клиентов, так как сервис и ремонт составляют примерно 40% рентабельности бизнеса, говорит глава сервисного направления Fresh Auto Илья Иванский. По его мнению, корректировка сроков гарантийного ремонта и обслуживания создаст для этого возможности.

Ольга Никитина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "АВТО":
Все материалы сюжета (208)