В январе—сентябре 2022 года в российских средствах размещения остановились 50,73 млн человек, что на 7,7% больше, чем в 2021 году, но на 6,4% меньше уровня 2019 года, подсчитал на основе данных Росстата. Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов говорит, что динамика соответствует его ощущениям, хотя корректнее ориентироваться на изменения денежных потоков. Данные Росстата не включают «серый» сектор — апартаменты и гостевые дома, поясняет гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. «Их загрузка могла вырасти заметнее за счет более низкой стоимости размещения»,— не исключает он.
Отельный рынок в этом году в целом хорошо проходит стрессовые спады, считает Вадим Прасов. Основатель Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич вспоминает, что на фоне массовых отмен бронирований весной и резкого сужения корпоративного сегмента отельерам казалось, что летний сезон окажется провальным. Но реальность, утверждает он, оказалась лучше ожиданий.
Читайте также:
Одним из лидеров прироста за девять месяцев 2022 года, по данным Росстата, стал Камчатский край, где число гостей оказалось в три раза выше, чем год назад, и в 2,5 раза, чем в 2019 году. Но столь выраженная динамика связана с низкой базой: суммарно в отелях региона в январе—сентябре остановились 315 тыс. человек. Интерес к Камчатке растет, но число средств размещения остается ограниченным, поясняет Вадим Прасов.
В средствах размещения Москвы за первые три квартала остановились 7,31 млн человек — это на 3,73% меньше год к году и на 14,84% по сравнению с 2019 годом. Причина такого сокращения — отсутствие иностранных туристов, отмечает господин Прасов. Хотя Санкт-Петербург, по его словам, в этом отношении чувствует себя хуже: гостиничный рынок Москвы поддерживают гости, приезжающие с деловыми целями, в то время как 50–60% клиентов в Санкт-Петербурге до кризиса составляли интуристы.
Александра Мерцалова