Новости

Ситуация на рынках коммерческой недвижимости стабилизируется

Mall Index (количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в торгцентрах Москвы по итогам первой рабочей недели 2023 года (9–15 января) отставал от аналогичного периода прошлого года на 9%, докризисного 2019 года — на 33%. Такие данные приводит Focus Technologies. В Санкт-Петербурге аналогичные разрывы составили 6% и 27% соответственно. На потребителей продолжают оказывать негативное влияние общее снижение покупательной способности и сокращение ассортимента магазинов привычных зарубежных брендов, говорят аналитики.

Средний уровень вакантности в торгцентрах Москвы, по подсчетам регионального директора департамента торговой недвижимости NF Group Евгении Хакбердиевой, составляет 15,6%. За год показатель вырос на 1,9 процентного пункта, преимущественно за счет расторжения договоров с уходящими международными операторами. В Санкт-Петербурге динамика оказалась более показательной: объем пустующих, по данным NF Group, площадей за год вырос на 6,3 процентного пункта, до 10,6%. Для местного рынка эта цифра — абсолютный рекорд.

В Nikoliers поясняют, что всего в России приостановили работу 95 брендов иностранных ритейлеров, 57 из которых были представлены и на рынке Санкт-Петербурга. Одновременно доля вакантных площадей увеличивается и из-за оптимизации наименее рентабельных магазинов сохраняющих свои позиции игроков. Тенденция продолжает давить на рынок, но госпожа Хакбердиева обращает внимание на процесс замещения уходящих международных брендов. Это способствует постепенному расширению предложения в фешен-сегменте: помещения некогда якорных арендаторов зачастую дробятся и сдаются сразу нескольким новым игрокам. Замещение происходит не только за счет отечественных игроков.

В Nikoliers отмечают, что за год о выходе на российский рынок заявили 45 иностранных брендов, девять из которых уже открыли свои магазины.

Преимущественно, по данным консультантов, на рынке будут появляться ритейлеры из Турции (74% анонсов), Казахстана (7%), Китая и Индии (по 4%), США, Армении, Японии, Белоруссии и Италии (по 2%). Евгения Хакбердиева указывает на достаточно высокую активность по выходу на российский рынок торговых сетей из Турции и стран постсоветского пространства.

На рынке офисной недвижимости Москвы, согласно оценкам NF Group по итогам прошлого года, пустует 9,1% офисных площадей. Директор департамента офисной недвижимости CORE.XP Кирилл Бабиченко предполагает, что по итогам первого квартала уровень вакантности в Москве достигнет 12%, после чего рост остановится. В Санкт-Петербурге, по оценкам Алены Волобуевой, свободно 10,3% качественных офисных площадей. В натуральном выражении речь идет о 400 тыс. кв. м — за год этот показатель практически удвоился. Рост вакантности, по мнению госпожи Волобуевой, будет наблюдаться и по итогам первого квартала текущего года: освобождаются офисы, контракты на аренду которых арендаторы хотели, но по каким-то причинам не могли расторгнуть досрочно.

Партнер NF Group Мария Зимина поясняет, что в Москве активность потенциальных арендаторов, вероятно, сохранится на сниженном уровне прошлого года; заметную долю в структуре спроса продолжат формировать компании с госучастием.

Хотя заместитель директора департамента офисной недвижимости Nikoliers Елена Медушевская называет существующий рынок достаточно активным, указывая, что спрос выше, чем в начале прошлого года. Гендиректор NF Group в Санкт-Петербурге Константин Лосюков указывает, что в его городе основными драйверами спроса выступают компании нефтегазовой отрасли и IT-структуры.

 

Александра Мерцалова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Одежный ритейл":
Все материалы сюжета (498)