Новости

Фурам придется записываться в очередь на границе

Комитет Госдумы по транспорту предложил поправки к законодательству, согласно которым пересекать границу на автотранспорте можно будет только при предварительном резервировании даты и времени. Идея исходно изрядно напугала граждан, но власти заверили, что на легковые машины правила не распространят. Участники рынка грузовых автоперевозок между тем вполне одобряют изменения, которые могут сократить многодневные очереди и обеспечить водителям элементарные удобства.

Комитет Госдумы по транспорту одобрил проект поправок к закону об автодорогах и дорожной деятельности в РФ, предусматривающих предварительное резервирование времени для пересечения госграницы РФ автотранспортом. Но 24 января проект был снят для доработки на фоне возникших волнений среди граждан, которые приняли ограничения на свой счет. Широкому кругу официальных лиц, от автора поправок, главы комитета Евгения Москвичева, до пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова пришлось заверить россиян, что новые правила будут распространены только на грузовой автотранспорт, не касаясь частных легковых автомобилей.

По проекту, новый порядок планируется ввести на автомобильных пунктах пропуска, перечень которых определит правительство. Правила, согласно исходной редакции поправок, относятся к транспортным средствам, принадлежащим «российским перевозчикам, иностранным перевозчикам, гражданам РФ, иностранным гражданам, лицам без гражданства и другим пользователям автодорогами».

Речь идет о разработке порядка бронирования даты и времени, контроля прибытия транспорта (пункты должны быть оборудованы средствами принудительной остановки транспорта), порядок обеспечения возможности проезда.

Устанавливается перечень требований к обустройству участков на подъездах к таким пунктам пропуска, в том числе наличие площадок для стоянки с ограждением, разметкой, освещением, мусорными контейнерами и бесплатными туалетами и водоснабжением. Должна быть предусмотрена возможность оборудования таких стоянок точками питания и магазинами.

Как поясняет Евгений Москвичев, цель — в том, чтобы на некоторых пунктах пропуска, где имеют место большие очереди, эти очереди были ликвидированы.

«Водители стоят по 10–15 дней, ни еды нет, ни туалетов — ничего нет, живая очередь, режим труда и отдыха не соблюдается»,— говорит он, приводя в качестве примера погранпереходы Забайкальск, Верхний Ларс, Яраг—Казмаляр. По его словам, документ, скорее всего, вступит в силу с 1 сентября, а приложение, через которое будут бронироваться дата и время, будет государственным и бесплатным.

Система электронной очереди уже работала в тестовом режиме на некоторых погранпереходах, напоминает генеральный директор Novelco Григорий Григорьев,— например, в Забайкальске, где в конце 2021 года из-за коронавирусных ограничений возникли большие пробки и скопилось до 1,5 тыс. машин. «В результате в системе обозначились существенные недоработки,— рассказывает он.— Так, некоторые водители регистрировались в очереди задолго до прибытия на погранпереход. Из-за этого машинам, которые действительно подъезжали к границе, не хватало свободных слотов, и они были вынуждены ждать. Помимо этого существовали еще и “бумажные” списки, что привело к большему хаосу».

«Любая организация живой очереди способствует оптимизации процесса,— говорит руководитель по взаимодействию с инфраструктурными и отраслевыми организациями ГК “Деловые Линии” Евгений Уткин.— Поэтому новые поправки могут ускорить прохождение границ, сократить простои фур и, соответственно, повысить пропускную способность пограничных пунктов». Кроме того, добавляет он, электронная очередь может равномерно распределить потоки автотранспорта по временным слотам и гарантировать получение услуги в указанный срок.

«В целом это просто экстраполяция удачного опыта: с 2011 года на российско-эстонской границе со стороны Эстонии, например, применяется аналогичный подход,— говорит Юлия Шленская.— Талончики в МФЦ, поликлиниках и налоговой никого не смущают, тут то же самое. Это удобно. Но, как часто бывает, законопроекты предстают перед публикой не в самый удачный момент. Люди и так сейчас нервированы разными острыми инфоповодами, и из-за склонности не читать дальше заголовков они поддаются панике, будто границу закрывают на замок. Но тут речь об удобстве прохождения госграницы».

И в законопроекте — «видимо, из-за этой истерики» — то появляются, то исчезают категории транспорта.

«Сначала речь шла о всех категориях, потом добавили комментарии о грузовых, потом убрали,— отмечает она.— Какие категории это ждет, пока непонятно. Но, по нашему мнению, дифференцировать частный и коммерческий транспорт нет смысла. Если делать, то делать для всех».

Наталья Скорлыгина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "#логистика":
Все материалы сюжета (71)