Новости

ЕС запретил импорт российского каучука

ЕС решил запретить импорт российского асфальта и битума, а с середины 2024 года — синтетического каучука и технического углерода, следует из публикации в официальном журнале ЕС.

Крупнейшим производителем синтетических каучуков в России является входящий в СИБУР «Нижнекамскнефтехим» мощностью более 700 тыс. тонн продукции в год. Помимо этого, компания владеет заводом «Воронежсинтезкаучук» мощностью более 220 тыс. тонн каучуков в год. Третий крупный завод — «Тольяттикаучук» (более 200 тыс. тонн в год) принадлежит «Татнефти». Компания купила актив у СИБУРа в 2019 году за 12,8 млрд руб. для обеспечения сырьем своего шинного бизнеса, который в прошлом году перешел контролируемому Татарстаном АО «Татнефтехиминвест-холдингу».

В прошлом году производство синтетических каучуков в России снизилось на 12%, до 1,5 млн тонн. Их экспорт в Европу, который еще в 2021 году составлял около 500 тыс. тонн, в 2022 году снизился почти вдвое, отмечают участники рынка. В целом Европа потребляет более 1,6 млн тонн каучуков, при этом собственное производство составляет менее половины этого объема. Таким образом, установленные квоты существенно превышают размеры текущих поставок каучуков из России в ЕС.

Источники “Ъ” отмечают, что российские компании смогут перенаправить объемы на другие рынки — в Азию и Африку, а проблему замены импортных субкомпонентов для каучуков уже решают или перестройкой логистики, или началом собственного производства (например, СИБУР запустил выпуск н-бутиллития). Хотя, поясняет другой собеседник “Ъ”, в крупнейших точках сбыта — в Китае и Индии — строятся свои каучуковые мощности, к тому же в этих регионах высокой потребление натуральных каучуков.

Основатель Engineering & Consulting PFA Alexander Gadetskiy Александр Гадецкий отмечает, что у российского каучука очень хорошее качество, так что он будет востребован и на других рынках, а возить его непосредственно в Европу можно через другие рынки, например, турецкий. Он отмечает, что больше проблем возникнет с перевозкой битумов, которые требуют особых условий транспортировки с подогревом, чтобы избежать застывания. Так что, отмечает он, логично было бы в этой области наращивать внутреннее потребление в дорожном строительстве.

Артем Лебедской-Тамбиев из «Выгон Консалтинг» отмечает, что запрет на импорт синтетического каучука из РФ, вероятно, увеличит издержки европейских производителей шин и сделает продукцию менее конкурентоспособной по сравнению с продукцией из США, Японии и Китая. При этом, говорит эксперт, в Европе имеются мощности по выпуску большинства видов каучуков, но рост цен на сырье приводит к снижению экономической эффективности заводов.

Ольга Мордюшенко


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное